Дело № 2-139/2011 Решение по иску прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Романкина В.В. к администрации МО МР `Удорский` об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма



дело № 2-139/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Кослан 03 мая 2011 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Пикулёвой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Одажиевой К.Н.,

с участием:

прокурора - помощника прокурора Удорского района Республики Коми Колесникова И.В.,

соистца Романкина В.В.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования муниципальный район «Удорский» Республики Коми Алексеенко А.Ю.,

представителя третьего лица – сектора семьи, опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по Удорскому району Митиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Романкина В.В. к администрации МО МР «Удорский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма,

установил:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Романкина В.В., в обоснование которого указал, что родители Романкина В.В. умерли, он стал сиротой в несовершеннолетнем возрасте, воспитывался в Чимском детском доме, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ НПО ПЛ <адрес>. Собственного жилья Романкин В.В. не имеет и на момент поступления в детский дом не имел. По решению комиссии по жилищным вопросам администрации МО МР «Удорский» и в соответствии с постановлением главы администрации МО МР «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ Романкин В.В. поставлен на учет на внеочередное получение жилья как сирота. По решению Агентства Республики Коми по социальному развитию, приказом от ДД.ММ.ГГГГ, Романкин В.В. также принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечен. В связи с этим прокурор просит суд обязать ответчика предоставить Романкину В.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. в <адрес> по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор требование уточнил, просил обязать ответчика предоставить Романкину В.В. жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м. в <адрес> по договору социального найма, доводы иска подтвердил, настаивал на удовлетворении уточненных требований.

Соистец Романкин В.В. и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Митина О.В. заявленные прокурором требования и доводы в обоснование иска полностью поддержали.

Представитель ответчика Алексеенко А.Ю. с иском не согласился, суду указал, что Романкин В.В. состоит на учете администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» Республики Коми по обеспечению жилым помещением как ребенок-сирота; жилое помещение муниципального жилищного фонда в поселке Усогорск будет предоставлено Романкину В.В. в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет; выполнение обязанности предоставления жилого помещения связано с выделением бюджетных средств на указанные цели.

Третье лицо – представитель сектора семьи, опеки и попечительства УСЗН Удорского района, требование иска поддержал, просил суд о его удовлетворении, поскольку указанное отвечает интересам Романкина В.В., являющегося сиротой и не имеющего своего жилого помещения.

Третье лицо – администрация ГП «Усогорск», извещена о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направила.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав доводы прокурора, истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, Романкин В.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отец истца - ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации МО МР «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ Романкин В.В. воспитывался в ГОУ «Детский дом № 13» п.Чим по ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ Романкин В.В. обучался в Усогорском филиале ПЛ по дневной форме обучения по профессии «слесарь по ремонту автомобилей» и проживал в общежитии данного учебного заведения, окончив его ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Романкин В.В. В.А. является гражданином Российской Федерации, относится к категории лиц из числа детей-сирот, закрепленного за ним жилого помещения и самостоятельных прав на жилье не имеет; зарегистрирован в ГОУ «Детский дом № 13» п.Чим, проживает без регистрации в <адрес>.

Постановлением главы администрации МО МР «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ Романкин В.В. по категории лиц «из числа детей-сирот», принят на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке.

Согласно приказу Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ романкин В.В. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми.

В силу положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.10.1996 №159-ФЗ, дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С 01 января 2011 года полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, переданы органам местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (статьи 1, 16 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ).

Согласно части 2 статьи 2 Закона Республики Коми ««О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» от 22.11.2010 № 139-РЗ обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Подпунктом «б» пункта 3 части 2 статьи 10 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ установлено, что органы местного самоуправления, при осуществлении ими государственных полномочий, обязаны представлять уполномоченному Правительством Республики Коми органу исполнительной власти Республики Коми ежегодно, до 1 марта текущего года, списки, а также норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленную соответствующим органом местного самоуправления, для расчета размера субвенций из Республиканского фонда компенсаций, предусматриваемого в бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год.

Согласно статьям 21, 35 Устава муниципального образования муниципального района «Удорский» администрация муниципального района «Удорский» относится к органу местного самоуправления муниципального района «Удорский», является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Решением Совета МО «Удорский район» от 27.12.2005 года № 23-3 (в ред. Решения Совета МР «Удорский» от 29 ноября 2006 года № 30-2 установлена норма предоставления площади жилого помещения на одного человека по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади.

Судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что Романкин В.В. является лицом из числа детей-сирот, по достижении совершеннолетия и прекращении над ним попечительства истец закрепленного за ним жилого помещения не имеет.

В силу норм действующего законодательства Романкин В.В. В.А. имеет право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда Республики Коми по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв. м., вне очереди.

Обязанность по обеспечению жильем отдельной категории лиц, к которой относится истец, возложена на администрацию МО МР «Удорский» Республики Коми.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в нем и указаний на иной порядок предоставления жилья, то есть в порядке очередности лиц равной категории. Внеочередное предоставление не предполагает также какого-либо срока для предоставления жилого помещения.

Таким образом, указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты принятия их на учет и предоставления жилых помещений.

Рассматривая вопрос о степени благоустройства жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу по договору социального найма, суд исходит из того, что такое жилое помещение должно отвечать степени благоустройства населенного пункта, где оно в силу требований статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, должно быть предоставлено, а именно - <адрес> Удорского района Республики Коми.

Данный вывод следует из анализа статьи 15 Жилищного кодекса РФ, правовых норм Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и, исходя из того, что жилое помещение предоставляется как дополнительная социальная гарантия детям-сиротам, предусмотренная законом за счет государства, а поэтому оно должно соответствовать степени благоустройства того населенного пункта, в котором предоставляется это жилое помещение.

Утверждения представителя ответчика об отсутствии средств в бюджете района и отсутствии субвенций для исполнения требований закона об обеспечении Романкина В.В. жильем путем предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Республики Коми суд считает несостоятельными.

Положениями Жилищного кодекса РФ и в частности пунктом 2 части 2 статьи 57 определена обязанность внеочередного предоставления жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и данные положения Федерального закона не ставятся в какую-либо зависимость от состояния бюджета органа местного самоуправления.

Отсутствие средств в бюджете или недостаточность размеров субвенций не освобождает администрацию МО МР «Удорский» Республики Коми от обязанности обеспечить Романкина В.В. жилым помещением по договору социального найма.

Оценив все обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что требования прокурора Удорского района Республики Коми законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО МР «Удорский» Республики Коми, являясь органом местного самоуправления, освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в которых выступает в качестве ответчика.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Романкина В.В. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Удорский» Республики Коми предоставить Романкину В.В. жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 18 квадратных метров в <адрес> Удорского района Республики Коми, соответствующее степени благоустройства этого населенного пункта, по договору социального найма.

Составление мотивированного решения отложить до 16 часов 05 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Удорский районный суд Республики Коми.

Судья - подпись Н.В. Пикулёва

Мотивированное решение составлено к 16 часам 05мая 2011 года.

Судья - подпись Н.В. Пикулева