№2-196/2011 о признании бездействия незаконным



дело № 2-197/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Екимовой М.А., с участием помощника прокурора Удорского района Колесникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан Удорского района Республики Коми 07 июня 2011 года дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании бездействия незаконным, принятии мер к соблюдению требований лесного законодательства,

установил:

Прокурор, обратившись в суд, указал, что в ходе проверки по соблюдению лесного законодательства при использовании лесов в ООО «<данные изъяты>» выявлены нарушения. В соответствии с договорами аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными между <данные изъяты> (арендодатель) и ООО «<данные изъяты>» (арендатор), ответчику переданы в долгосрочное временное пользование: лесной участок площадью 28551 гектаров на 15 лет, расположенный в кварталах: 186-200, 204-206, 208-216, 234-244, 247-252, 254- 256, 258, 260-269, 271-274, 306-314, 328-340, 375-386, 397-401, 404-408, 435, 436,530-537, 539-551 <данные изъяты>» и лесной участок площадью 14879 гектаров на 16 лет, расположенный в кварталах: 226-231, 274-279, 303-304, 334-225 <данные изъяты> В нарушение условий указанных договоров аренды, ООО «<данные изъяты>» не представило отчет по охране, защите и воспроизводству лесов ДД.ММ.ГГГГ). Просит признать бездействие ответчика по непринятию мер к соблюдению требований природоохранного законодательства, требований договоров от ДД.ММ.ГГГГ, принятого на основе Лесного кодекса Российской Федерации, обязать ООО «<данные изъяты>» принять меры к соблюдению требований лесного законодательства, предоставить отчет по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов за 1 квартал 2011 года на арендуемом лесном участке ГУ РК «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор доводы искового заявления поддержал в полном объеме, требования уточнил, просил признать бездействие ООО «<данные изъяты>» по непринятию мер к соблюдению требований природоохранного законодательства, требований договоров от ДД.ММ.ГГГГ, в части не предоставления отчетов по охране, защите и воспроизводству лесов за 1 квартал 2011 года незаконным, обязать ответчика предоставить указанные отчеты в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – ООО «<данные изъяты>» Л.Ю. в судебном заседании с иском прокурора не согласился, пояснив, что отчеты по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов ДД.ММ.ГГГГ ГУ РК «<данные изъяты>» в настоящее время представлены, с ООО «<данные изъяты>» заключены договоры по выполнению работ по устройству противопожарных минерализованных полос и разрывов в объеме 15 км, а также иных работ, на арендных площадях Бутканского участкового лесничества.

Третьи лица – <данные изъяты>, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание представителей не направили, представитель третьих лиц М.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела суд пришел к следующему.

Статьями 5 и 85 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.

В силу статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ определено, что заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.

Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий (статья 60 Лесного кодекса Российской Федерации).

Обязанность по предоставлению арендаторами лесных участков ежеквартальных отчетов по использованию, охране, защите воспроизводству лесов не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предусмотрена пунктами 2,4 Порядка, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ .

Судом установлено.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии 11 общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» является юридическим лицом.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды лесного участка с <данные изъяты>, согласно которому ответчику предоставлен лесной участок площадью 28551 га в аренду на 15 лет, который расположен в <адрес> в кварталах: 186-200, 204-206, 208-216, 234-244, 247-252, 254- 256, 258, 260-269, 271-274, 306-314, 328-340, 375-386, 397-401, 404-408, 435, 436,530-537, 539-551.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком также заключен договор аренды лесного участка , согласно которому ему предоставлен лесной участок площадью 14879 га в аренду на 16 лет, который расположен в <адрес> в кварталах: 226-231, 274-279, 303-304, 334-225.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ упомянутых договоров аренды ООО «<данные изъяты>» обязывалось ежеквартально в срок до 10 числа предоставлять отчет по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.

Как следует из сведений ГУ РК «<данные изъяты>» отчеты по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, ООО «<данные изъяты>» по арендуемым лесных участкам представлены ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного срока (ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, ответчиком допущено нарушение действующего лесного законодательства, при этом суд отмечает следующее.

В соответствии с действующим лесным законодательством Российской Федерации лес является экологической системой, природным ресурсом, который требует сохранения. Одним из принципов лесного законодательства (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации) является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Нарушение требований законодательства об охране, защите, воспроизводству и рациональном использовании лесов, может привести к нанесению вреда окружающей природной среде, в последующем причинение ущерба Российской Федерации (лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности), лицам, проживающим возле указанных лесных территорий, нарушать их право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, лесное законодательство не освобождает лиц, от обязанности устранить выявленные нарушения.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что отчеты ответчиком предоставлены, суд полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению в части признания бездействия незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.36, 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ООО «Трудлес» подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет муниципального образования муниципального района «Удорский» (абз.8 ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ), при этом суд, с учетом предоставления отчета ответчиком, считает возможным снизить ее размер до <данные изъяты> рублей.

Оценив все доказательства по делу, суд пришел к выводу, что требования истца основаны на законе, обоснованны, подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить в части.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по непринятию мер к соблюдению требований природоохранного законодательства, требований договоров от ДД.ММ.ГГГГ, в части не предоставления отчетов по охране, защите и воспроизводству лесов за 1 квартал 2011 года незаконным.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в местный бюджет муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении требований об обязании предоставить отчет по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов за 1 квартал 2011 года на арендуемых лесных участках <данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Составление мотивированного решения отложить до 16 часов 15 минут ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 16 часам 15 минутам ДД.ММ.ГГГГ.