№2-180/2011 о признании права на перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости



дело № 2-180/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Кослан 11 мая 2011 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Фищева Д.А.,

при секретаре Скуратовой Г.А.,

с участием:

истицы В.Л.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску В.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> о признании права на перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости в связи с обучением на курсах повышения квалификации в районах Крайнего Севера,

установил:

В.Л. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает медицинской сестрой МУ «<данные изъяты> центральная районная больница» (далее МУ «<данные изъяты> ЦРБ»). ДД.ММ.ГГГГ ей назначена трудовая пенсия по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в служебной командировке на курсах повышения квалификации среднего медицинского персонала в <адрес>, т.е. в районах Крайнего Севера. Решением Управления Пенсионного фонда России в <адрес> (далее УПФР в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с повышением квалификации в районах Крайнего Севера ей отказано. Считая решение ответчика незаконным и необоснованным, истица просила суд обязать УПФР в <адрес> произвести перерасчет базовой части назначенной ей трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истица требование иска уточнила, просила суд признать за ней право на перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости в связи с обучением на курсах повышения квалификации в районах Крайнего Севера со дня обращения к ответчику с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Доводы в обоснование иска полностью поддержала.

Представитель ответчика УПФР в <адрес> А.А., действующий по доверенности, с требованиями иска не согласился, суду пояснил, что по действующему трудовому законодательству обучение работника на курсах повышения квалификации с отрывом от работы не признается служебной командировкой и, соответственно, не является трудовой деятельностью. Данное обстоятельство не дает оснований для перерасчета базовой части трудовой пенсии по старости в связи работой в районах Крайнего Севера.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы пенсионного дела , суд пришел к следующему.

С ДД.ММ.ГГГГ по день судебного заседания В.Л. работает медицинской сестрой МУ «<данные изъяты> ЦРБ» (п.г.т. <адрес>).

На основании приказа по медучреждениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в командировке и проходила обучение на курсах повышения квалификации по специальности «мед. сестры инфекционных отделений» в Отделении специализации и усовершенствования средних медицинских и фармацевтических кадров <адрес> медицинского училища <адрес>.

Согласно приказу работодателя, в период обучения истице сохранялась средняя заработная плата по основному месту работы с оплатой командировочных расходов.

Решением Удорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за В.Л. признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения с заявлением в УПФР в <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Принимая решение, суд первой инстанции включил В.Л. в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности период ее обучения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ решение Удорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба УПФР в <адрес> – без удовлетворения.

В связи с работой в районах Крайнего Севера В.Л. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости.

Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости истице отказано по основаниям, выраженным представителем ответчика в судебном заседании.

Доводы указанного решения ответчика, подтвержденные представителем ответчика в судебном заседании, суд считает основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Федеральным законом от 01.12.2007 № 312-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2008, внесены дополнения в статью 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлены повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости, в том числе, лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. Данной категории граждан при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 7 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в действующей редакции.

Согласно статье 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с ранее действовавшей статьей 112 КЗоТ РФ, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации являлся ранее и является в настоящее время периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

С учетом данного обстоятельства в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , период обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В период обучения истицы на курсах повышения квалификации и до ДД.ММ.ГГГГ пенсии устанавливались в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в СССР», а также принятым в соответствии с ним Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года.

Согласно подпункту «з» пункта 109 указанного Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось обучение на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, <адрес> относится к районам Крайнего Севера, а <адрес> Коми АССР является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах спорный период обучения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, что в свою очередь в силу закона предоставляет истице право на перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд установил, что заявленные В.Л. требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

решил:

Иск В.Л. удовлетворить.

Признать за В.Л. право на перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости в связи с обучением на курсах повышения квалификации в районах Крайнего Севера со дня обращения в Управление Пенсионного фонда России в <адрес>, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Составление мотивированного решения отложить до 17 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья - Д.А. Фищев

Мотивированное решение составлено к 17 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

Судья - Д.А. Фищев