дело № 2-165/10 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации село Кослан 20 апреля 2011 года Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Фищева Д.А., при секретаре Ванееве В.Г., с участием: истицы Л.А., представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Л.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения, установил: Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> (далее - УПФР), в обоснование которого указала, что более 25 лет осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности. Пенсионным законодательством для данной категории лиц установлено право досрочного назначения трудовой пенсии по старости. В удовлетворении заявления о досрочном назначении пенсии ответчик ей отказал, сославшись на отсутствие у нее необходимого специального стажа лечебной деятельности. При этом ответчик необоснованно исключил из специального трудового стажа отдельные периоды ее работы. Не согласившись с решением пенсионного органа, истица просила суд признать его незаконным и назначить ей трудовую пенсию досрочно со дня обращения. В судебном заседании истица требования иска уточнила, просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, со дня обращения – ДД.ММ.ГГГГ. Доводы в обоснование иска полностью подтвердила, суду дополнительно указала, что ответчик в нарушение требований закона исключил из специального трудового стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отдельный период нахождения в отпуске по беременности и родам. Представитель ответчика УПФР А.А., действующий по доверенности, иск не признал, суду пояснил, что заявленное истицей время нахождения в отпуске по беременности и родам выходит за пределы 140 дней, которые в соответствии с действовавшим в спорный период законодательством подлежали включению в льготный стаж работы. Время нахождения Л.А. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, также не входит в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Без учета спорных периодов работы истицы ее специальный стаж составляет менее 25 лет, что не позволяет назначить ей трудовую пенсию по старости досрочно со дня обращения. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, а также материалы отказного пенсионного дела №, суд пришел к следующему. Судом установлено, что Л.А. (в девичестве – <данные изъяты>) с 1985 по 1988 годы прошла обучение в <данные изъяты> медицинском училище Минздрава <данные изъяты> по специальности акушерка. С ДД.ММ.ГГГГ по дату рассмотрения дела судом истица осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в должностях заведующего фельдшерским акушерским пунктом, фельдшера, участковой медицинской сестры в учреждениях здравоохранения <адрес> в сельской местности. Данные обстоятельства подтверждены сведениями диплома об образовании, трудовой книжки истицы, справкой МУ «<данные изъяты> ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № об уточнении периодов работы, объяснениями истицы в судебном заседании и не оспаривались представителем ответчика. ДД.ММ.ГГГГ Л.А. обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении трудовой пенсии истице было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности. Согласно протоколу заседания комиссии мк поселках городского типаности в сельской местностиичкской больницы № й области <адрес>, 08. по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №, Л.А. на дату обращения имела: - страховой стаж работы – 22 г. 10 мес. 15 дн.; - стаж осуществления лечебной деятельности по охране здоровья в сельской местности – 22 г. 00 мес. 00 дн., а с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П – 24 г. 02 мес. 27 дн. Согласно этому же протоколу, в стаж работы истицы по лечебной деятельности не засчитаны период отпуска Л.А. по беременности и родам свыше 140 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно статье 7 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Закон), право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список). Этим же Постановлением Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила). Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Занимаемые истицей должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшера, медицинской сестры участковой указаны в разделе «Наименование должностей» Списка. Работа в указанных должностях засчитывается в специальный стаж лечебной деятельности при условии ее выполнения в фельдшерско–акушерских пунктах и больницах всех наименований, что предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка. Согласно пункту 2 указанных выше Правил, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516). Согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пособие по беременности и родам является страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования. Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по беременности и родам установлено как вид государственных пособий. Таким образом, пособие по беременности и родам является пособием по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, о чем выдается листок нетрудоспособности. В соответствии с действовавшей в спорный период ст. 165 КЗоТ РФ (в ред. Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1), женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчислялся суммарно и предоставлялся женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Статьей 1 Закона <адрес> «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства» в ред. от ДД.ММ.ГГГГ для женщин, работающих в <адрес>, был установлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов. Указанный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и в данной редакции действовал до ДД.ММ.ГГГГ Согласно ч. 4 ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. При этом установлено, что продолжительность может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей. Таким образом, Закон <адрес>, увеличивший продолжительность отпуска по беременности и родам не противоречил федеральному законодательству. До рождения второго ребенка истицы ДД.ММ.ГГГГ ее отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 107 дней, а после родов в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – 109 дней, всего 216 дней. Следовательно, у ответчика УПФР не имелось оснований для исключения периода нахождения А.Л. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 7 мес. 06 дн., из специального стажа лечебной деятельности истицы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника. Согласно и ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, и статье 187 Трудового кодекса РФ, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. При таких обстоятельствах, исключение ответчиком из специального стажа истицы периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 6 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 11 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дн.) не основано на законе. С учетом включения указанных выше периодов в специальный стаж работы истицы, на дату ее обращения в УПФР за досрочным назначением трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности у Л.А. превышал 25 лет. Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что требования иска Л.А. основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению. В соответствии с положениями пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ ответчик ГУ УПФ РФ в <адрес> от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции, освобожден. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск Л.А. удовлетворить. Признать за Л.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленное для лиц, осуществлявших лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, со дня обращения в Управление Пенсионного фонда России в <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд. Судья - Д.А. Фищев