дело № 2-181/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с. Кослан 22 июня 2011 года Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Фищева Д.А., при секретаре Скуратовой Г.А., с участием: истицы А.Г., представителей ответчика ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» А.Н., Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску А.Г. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установил: А.Г. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что 20 лет отработала педагогическим работником в муниципальных образовательных учреждениях <адрес>, расположенных в сельской местности, вышла на пенсию с должности учителя, проживает в сельской местности. Действующее законодательство устанавливает для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Ответчиком ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» (далее ГУ РК «Центр СЗН <адрес>») в назначении указанных мер социальной поддержки ей было отказано. Считая отказ необоснованным, истица просила суд признать действия ответчика об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг незаконными, признать за ней право на получение указанных мер социальной поддержки, обязать ответчика предоставлять меры социальной поддержки. В судебном заседании А.Г. требования иска уточнила, просила суд признать за ней право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные законодательством <адрес> для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах, и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ. Доводы в обоснование иска полностью поддержала. Представители ответчика А.Н., Н.П., действующие по доверенности, с иском не согласились, суду указали, что при выходе на пенсию истица не являлась педагогическим работником, занимала выборную должность в органе местного самоуправления, мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг не пользовалась. По мнению стороны ответчика, данные обстоятельства не позволяют сохранить за истицей право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы пенсионного дела №, суд пришел к следующему. Согласно материалам дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ А.Г. работала в <данные изъяты> средней общеобразовательной школе, позднее МОУ «<данные изъяты> СОШ» (<адрес>) в должности воспитателя группы продленного дня, учителя русского языка и литературы, заместителя директора по учебно – воспитательной работе. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица занимала должность главы <данные изъяты> сельского Совета, главы администрации СП «<данные изъяты>». Трудовая пенсия по старости А.Г. назначена ДД.ММ.ГГГГ в период работы, не связанной с педагогической деятельностью. С ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела судом истица проживает в <адрес>, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, оплачивает жилье и коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту, вывозу мусора. В период работы в МОУ «<данные изъяты> СОШ» ДД.ММ.ГГГГ и позднее, находясь на пенсии, до ДД.ММ.ГГГГ А.Г. пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Данные обстоятельства подтверждены сведениями трудовой книжки истицы, материалами пенсионного дела, справками органов местного самоуправления, счетами по оплате коммунальных услуг, и не оспаривались представителями ответчика в письменных возражениях на иск и в судебном заседании. С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг А.Г. обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Решением ГУ РК «Центр СЗН <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в признании права на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, истице отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что непосредственно перед выходом на пенсию истица педагогической деятельностью не занималась, при выходе на пенсию мерами социальной поддержки не пользовалась. Согласно Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № работа в должности воспитателя, учителя, заместителя директора по учебно - воспитательной работе школ всех наименований, относится к педагогической деятельности. В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми» устанавливает, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) оплата в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; 2) оплата в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда; 3) оплата в размере 100 процентов указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда; 4) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда. Для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - оплата в размере 100 процентов твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива. Указанные в настоящем пункте меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений <адрес> и муниципальных образовательных учреждений в <адрес>, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Буквальное толкование последней правовой нормы определяет, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имеют педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Данное правило полностью согласуется с положениями пункта 4 Разъяснения о порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), утвержденное Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Разъяснения), согласно которым право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за вышедшими на пенсию педагогическими работниками, отработавшими в сельских образовательных учреждениях не менее 10 лет, и проживающими в сельской местности, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Ссылки представителей ответчика на положения абзацев 7 и 8 подпункта «а» пункта 1 Разъяснения, которые предполагают сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением только за теми перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности педагогическими работниками, кто пользовался этими льготами на момент перехода на пенсию, суд считает несостоятельными по следующим основаниям. Федеральным законом «Об образовании» полномочия по определению условий возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, переданы субъектам Российской Федерации. Кроме требований, приведенных в абзаце 4 подпункта 4 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми», дополнительных условий признания права на меры социальной поддержки за данной категорией лиц, вышедших на пенсию, Закон не содержит. В соответствии со статьей 11 ГПК РФ Закон Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми» имеет большую юридическую силу, чем приведенные выше Разъяснения, и в случае противоречий, подлежит применению в разрешении рассматриваемого спора. Согласно ст. 209 Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об административно - территориальном устройстве», населенный пункт Усогорск, в котором проживает истица, имеет статус поселка сельского типа. При таких обстоятельствах, установив, что истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, вышла на пенсию по старости, проживает в поселке сельского типа, в период осуществления педагогической деятельности пользовалась мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, суд пришел к выводу, что А.Г. имеет право на сохранение указанных мер социальной поддержки. В части заявленного требования о признании права на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ судом установлено следующее. Согласно п. 2 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила), решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр по предоставлению государственных услуг) по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение. В силу п. 4 Правил при представлении гражданином документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются с даты обращения гражданина. С заявлением о получении мер социальной поддержки с приложением необходимых документов А.Г. обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», определивший, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Закон Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ №- РЗ «О внесении изменений в статью 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», распространивший положения названной статьи на работающих и вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, принят Государственным Советом Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ, опубликован ДД.ММ.ГГГГ, вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений в статью 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», Закон распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что А.Г. имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, заявленные в иске требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск А.Г. удовлетворить. Признать за А.Г. право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающих в сельской местности, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, с ДД.ММ.ГГГГ. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд. Судья - Д.А. Фищев