дело № 2-219/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации село Кослан 12 июля 2011 года Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Фищева Д.А., при секретаре Скуратовой Г.А., с участием: истицы Калининой Г.В., представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Удорском районе Чистякова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калининой Г.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Удорском районе Республики Коми о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения, установил: Калинина Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Удорском районе Республики Коми (далее - УПФР), в обоснование которого указала, что более 25 лет осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности. Пенсионным законодательством для данной категории лиц установлено право досрочного назначения трудовой пенсии по старости. В удовлетворении заявления о досрочном назначении пенсии ответчик ей отказал, сославшись на отсутствие у нее необходимого специального стажа лечебной деятельности. При этом ответчик необоснованно исключил из специального трудового стажа периоды ее учебы на курсах повышения квалификации, а также периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора и трех лет. Не согласившись с решением пенсионного органа, истица просила суд включить спорные периоды в специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и признать за ней право на досрочное назначение пенсии со дня обращения. В судебном заседании истица требования иска уточнила, просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, со дня обращения – ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленного требования указала, что ответчик незаконно исключил из специального стажа работы отдельные периоды отпуска по беременности и родам, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Представитель ответчика УПФР Чистяков А.А., действующий по доверенности, иск не признал, суду пояснил, что заявленное истицей время нахождения в отпуске по беременности и родам выходит за пределы 140 дней, которые в соответствии с действовавшим в спорный период законодательством Российской Федерации подлежали включению в специальный стаж работы. Время нахождения Калининой Г.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, также не входит в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Без учета спорных периодов специальный стаж медицинской деятельности истицы на день обращения в пенсионный орган составляет менее 25 лет, что не позволяет назначить ей трудовую пенсию по старости досрочно. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, а также материалы отказного пенсионного дела №, суд пришел к следующему. Согласно письменным материалам дела, с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела судом Калинина Г.В. осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в должностях МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА в учреждениях здравоохранения <адрес>, расположенных в сельской местности и поселках городского типа. Данные обстоятельства подтверждены сведениями диплома об образовании, трудовой книжки истицы, справкой МУ «Удорская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № об уточнении периодов работы, объяснениями истицы в судебном заседании и не оспаривались представителем ответчика. В УПФР в Удорском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Решением УПФР в Удорском районе от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении трудовой пенсии истице отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности. Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №, Калинина Г.В. на дату обращения имела: - страховой стаж работы – 22 г. 08 мес. 25 дн.; - стаж лечебной деятельности по охране здоровья в сельской местности – 21 г. 04 мес. 13 дн., а с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П – 23 г. 11 мес. 24 дн. Согласно этому же протоколу, в стаж лечебной деятельности истицы не засчитаны период нахождения Калининой Г.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отдельные периоды ее отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (продолжительность отпуска по данным справки работодателя об уточнении периодов работы). Согласно статье 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Закон), право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список). Этим же Постановлением Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила). Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Занимаемые истицей должности МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА указаны в разделе «Наименование должностей» Списка. Работа в указанных должностях засчитывается в специальный стаж лечебной деятельности при условии ее выполнения в фельдшерско–акушерских пунктах и больницах всех наименований, что предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка. Согласно пункту 2 указанных выше Правил, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516). Согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. В силу положений статьи 255 ТК РФ отпуска по беременности и родам предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности. В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пособие по беременности и родам является страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования. Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по беременности и родам установлено как вид государственных пособий. Следовательно, пособие по беременности и родам является пособием по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, о чем выдается листок нетрудоспособности. В соответствии с действовавшей в спорный период ст. 165 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1), женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчислялся суммарно и предоставлялся женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Статьей 1 Закона Республики Коми «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства» в ред. от 20.10.1992 для женщин, работающих в Республике Коми, был установлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов. Указанный закон вступил в силу с 01.01.1993 и в данной редакции действовал до 12.05.1998. Согласно ч. 4 ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. При этом установлено, что продолжительность может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей. Таким образом, Закон Республики Коми, увеличивший продолжительность отпуска по беременности и родам, не противоречил федеральному законодательству. При таких обстоятельствах в силу положений п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, отпуск по беременности и родам, как период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности. Судом установлено, что продолжительность отпуска Калининой Г.В. по беременности и родам по справке работодателя составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по законодательству РФ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по законодательству Республики Коми. До рождения ребенка истицы ДД.ММ.ГГГГ ее отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 170 дней, а после родов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 304 дня, т.е. всего 374 дня. При суммарном исчислении данного отпуска и с учетом его предоставления полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов, продолжительность отпуска по беременности и родам истицы выходит за пределы, установленные законодательством Республики Коми, действовавшим в спорный период (128+238=364 дня). Ответчик включил в специальный стаж истицы 70 дней отпуска до родов и 70 дней отпуска после родов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 143 дня. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что у ответчика УПФР не имелось оснований для исключения периодов отпуска Калининой Г.В. по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (221 день) из специального стажа лечебной деятельности истицы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включению в специальный стаж не подлежит, поскольку выходит за пределы 364 дней отпуска по беременности и родам, установленных ранее Законом Республики Коми. Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Поскольку периоды отпуска по беременности и родам включаются в специальный стаж лечебной деятельности, на указанные периоды распространяются правила льготного исчисления периодов работы. Учитывая, что в период нахождения в отпуске по беременности и родам истица занимала должность МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА, расположенной в поселке городского типа <адрес>, отпуск по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении. Дополнительно включению в специальный стаж подлежит 91 день (364 х 1,25- 364). Всего с учетом льготного исчисления включению в специальный стаж лечебной деятельности истицы подлежит 312 (221+91) дней отпуска по беременности и родам с учетом льготного исчисления. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника. Согласно и ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, и статье 187 Трудового кодекса РФ, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При таких обстоятельствах периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Исключение ответчиком из специального стажа истицы периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дн), и в <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дн.) не основано на законе. Учеба на курсах повышения квалификации в городских населенных пунктах льготному исчислению при включении в специальный стаж лечебной деятельности истицы не подлежит. Оценив все обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что на день обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ стаж лечебной деятельности Калининой Г.В. составлял 23 года 11 месяцев 24 дня + 11 месяцев 26 дней (312 + 29 +15), т.е. 24 года 11 месяцев 20 дней. После ДД.ММ.ГГГГ истица продолжает работать в должности МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА МУ «Удорская ЦРБ» (<адрес>). Следовательно, с учетом льготного исчисления специального стажа лечебной деятельности (1 год работы за 1 год и 3 месяца), право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истцы наступило через 8 дней (10 дней/1,25) после обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что требования иска Калининой Г.В. основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению. В соответствии с положениями пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ ответчик ГУ УПФ РФ в Удорском районе от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции, освобожден. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск Калининой Г.В. удовлетворить. Признать за Калининой Г.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленное для лиц, осуществлявших лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, с ДД.ММ.ГГГГ. Составление мотивированного решения отложить до 17 час. 00 мин. 14 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд. Судья - Д.А. Фищев Мотивированное решение составлено к 17 час. 00 мин. 14 июля 2011 года. Судья - Д.А. Фищев