Дело № 2-336/2011 Решение по иску прокурора Удорского района в интересах Бушмакиной А.А. к администрации МР `Удорский` об обязании предоставить жилое помещение муниципального жил.фонда по договору социального найма



дело № 2-336/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Кослан 25 августа 2011 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Фищева Д.А.,

при секретаре Скуратовой Г.А.,

с участием:

помощника прокурора Удорского района Республики Коми Колесникова И.В.,

представителя ответчика администрации МР «Удорский» Алексеенко А.Ю.,

представителя органа опеки и попечительства Митиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Бушмакиной А.А. к администрации МР «Удорский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда Республики Коми по договору социального найма,

установил:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Бушмакиной А.А., в обоснование которого указал, что Бушмакина А.А. является лицом из числа детей-сирот, окончила образовательное учреждение и не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Законодательством Российской Федерации и Республики Коми обязанность по обеспечению данной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди возложена на органы местного самоуправления. Решением ответчика в признании нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда истице отказано. Ссылаясь на то, что Бушмакина А.А. проживает в <адрес> и не имеет собственного жилья, прокурор просил суд обязать администрацию МР «Удорский» предоставить Бушмакиной А.А. жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. в <адрес>.

В судебном заседании прокурор, истица Бушмакина А.А. требование иска и доводы в его обоснование полностью поддержали.

Представитель ответчика администрации МР «Удорский» по доверенности Алексеенко А.Ю. с иском не согласился, суду указал, что Бушмакина А.А. не представила ответчику установленный законом перечень документов, подтверждающих статус лица из числа детей-сирот и отсутствие закрепленного за ней жилого помещения.

Представитель органа опеки и попечительства в лице сектора опеки и попечительства по Удорскому району Агентства Республики Коми по социальному развитию Митина О.В. полагала заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

Третье лицо администрация ГП «Благоево», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, своих представителей в судебное заседание не направило, представило суду письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьего лица.

Заслушав прокурора, истицу, представителя ответчика, выслушав представителя органа опеки и попечительства, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно материалам дела, Бушмакина (в девичестве <...>) А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка дер<адрес>, является лицом из числа детей-сирот, закрепленного за ней жилого помещения не имеет (л.д. 23, 24). Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ истица принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми (л.д. 16). Позднее учетное дело Бушмакиной А.А. передано в администрацию МР «Усть-Цилемский» (л.д. 25), где ДД.ММ.ГГГГ она также принята на учет нуждающихся в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми.

Истица Бушмакина (<...>) А.А. состоит в браке с ФИО6, зарегистрирована по месту пребывания в квартире <адрес>. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма является отец мужа истицы, в качестве членов семьи нанимателя в квартире зарегистрированы 4 человека, за исключением Бушмакиной А.А. Общая площадь квартиры 43,3 кв.м.

Решением Совета МР «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма общей площади жилого помещения Удорском районе на 1 человека определена в 11 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Бушмакина А.А. обратилась в администрацию МР «Удорский» с заявлением о постановке на учет по категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет истице было отказано.

Согласно положениям статьи 57 Жилищного кодекса РФ лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.10.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С 01.01.2011 полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов (статьи 1, 16 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ).

Согласно части 2 статьи 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в редакции Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 32-РЗ (далее Закон Республики Коми от 22.11.2010) обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Частью 1 статьи 9 Закон Республики Коми от 22.11.2010 определено, что жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.

Постановлением Конституционного суда Республики Коми от 11.07.2011 данная правовая норма признана противоречащей Конституции Республики Коми в части предоставления лицам из числа детей – сирот и приравненных к ним категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным органам местного самоуправления.

Этим же постановлением пункт 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 22.11.2010 в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, признан не соответствующим Конституции Республики Коми.

Постановлением вступило в силу непосредственно после его провозглашения, действует непосредственно.

С учетом данного обстоятельства применению при разрешении спора подлежат регулирующие данные правоотношения нормы ранее действовавшего законодательства, в частности статьи 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: на одинокого гражданина – 33 кв. м. общей площади.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.10.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется указанной в законе категории граждан по месту жительства, в том числе, по месту жительства в момент обозначения своих претензий на получение жилья.

Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что Бушмакина А.А. является лицом из числа детей-сирот, по достижении совершеннолетия, а также по окончании пребывания в образовательном учреждении закрепленного за ней жилого помещения не имеет.

В силу норм действующего законодательства в их взаимосвязи Бушмакина А.А. имеет право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда Республики Коми по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв. м., вне очереди по месту жительства.

Обязанность по обеспечению жильем категории граждан, к которой относится истица, возложена на администрацию МР «Удорский» Республики Коми.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в нем и указаний на иной порядок предоставления жилья, то есть в порядке очередности лиц равной категории. Внеочередное предоставление не предполагает также какого-либо срока для предоставления жилого помещения.

Таким образом, указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты принятия их на учет и предоставления жилых помещений.

Рассматривая вопрос о степени благоустройства жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу по договору социального найма, суд исходит из того, что такое жилое помещение должно отвечать степени благоустройства населенного пункта, где оно в силу требований статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, должно быть предоставлено, а именно - <адрес>.

Данный вывод следует из анализа статьи 15 Жилищного кодекса РФ, правовых норм Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и, исходя из того, что жилое помещение предоставляется как дополнительная социальная гарантия детям-сиротам, предусмотренная законом за счет государства, а поэтому оно должно соответствовать степени благоустройства того населенного пункта, в котором предоставляется это жилое помещение.

Утверждения представителя ответчика об отсутствии средств в бюджете района и отсутствии субвенций для исполнения требований закона об обеспечении Бушмакиной А.А. жильем путем предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Республики Коми суд считает не основанными на законе.

Положениями Жилищного кодекса РФ и в частности пунктом 2 части 2 статьи 57 определена обязанность внеочередного предоставления жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и данные положения Федерального закона не ставятся в какую-либо зависимость от состояния бюджета органа местного самоуправления.

Отсутствие средств в бюджете или недостаточность размеров субвенций не освобождает администрацию МР «Удорский» Республики Коми от обязанности обеспечить Бушмакину А.А. жилым помещением по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что истицей не представлены необходимые документы о праве на внеочередное предоставление жилья, являются несостоятельными. Данное право признано за Бушмакиной А.А. решениями Агентства Республики Коми по социальному развитию, администрации МР «Усть-Цилемский» на основании материалов ее учетного дела. Ответчик располагал сведениями о нахождении учетного дела истицы в администрации МР «Усть-Цилемский», имел возможность истребовать дело. Кроме того, копии материалов учетного дела истицы, а также документы об отсутствии у нее жилых помещений в собственности получены судом и приобщены к материалам настоящего гражданского дела, с которыми представители ответчика ознакомлены.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требования прокурора Удорского района Республики Коми законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО МР «Удорский» Республики Коми, являясь органом местного самоуправления, освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в которых выступает в качестве ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Бушмакиной А.А. удовлетворить.

Обязать администрацию МР «Удорский» предоставить Бушмакиной А.А. жилое помещение муниципального жилищного фонда в <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров, соответствующее степени благоустройства этого населенного пункта, по договору социального найма.

Составление мотивированного решения отложить до 11 ч. 30 мин. 30 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья - Д.А. Фищев

Составление мотивированного решения отложить до 11 ч. 30 мин. 30 августа 2011 года.

Судья - Д.А. Фищев