дело № 2-298/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с. Кослан 25 июля 2011 года Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Фищева Д.А., при секретаре Скуратовой Г.А., с участием: заместителя прокурора Удорского района Республики Коми Захаровой Е.В., истицы Романкиной Л.В., представителя органа опеки и попечительства Митиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Романкиной Л.В. к администрации МР «Удорский» о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма общей площадью 33 квадратных метра в поселке <адрес>, установил: Прокурор обратился в суд с иском в интересах Романкиной Л.В., в обоснование которого указал, что Романкина Л.В. является лицом из числа детей-сирот, воспитывалась в детском доме, закрепленного жилья не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет в МР «Удорский» для внеочередного предоставления жилого помещения, однако по достижению совершеннолетия жильем не обеспечена. Ссылаясь на нормы законодательства о возложении обязанности по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот на органы местного самоуправления, прокурор просил суд обязать ответчика предоставить Романкиной Л.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. в <адрес> по договору социального найма. В судебном заседании прокурор требования иска и доводы в его обоснование полностью поддержал. Истица Романкина Л.В. с заявленными прокурором требованиями полностью согласилась, настаивала на их удовлетворении. Представитель органа опеки и попечительства в лице сектора опеки и попечительства по Удорскому району Агентства Республики Коми по социальному развитию Митина О.В. выразила поддержку заявленных прокурором требований, находя их основанными на законе и фактических обстоятельствах дела. Ответчик администрация МР «Удорский», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, своих представителей в судебное заседание не направил, представил суду письменный отзыв на иск о несогласии с заявленными требованиями. В обоснование возражений ответчик указал, что документов, подтверждающих право на предоставление муниципального жилья вне очереди, Романкина Л.В. органу местного самоуправления не предоставила, по нормам предоставления муниципального жилья в МР «Удорский» она праве претендовать лишь на 18 кв. м. общей жилой площади. Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрация ГП <данные изъяты> представила суду письменное заявление о рассмотрении дела без участия своих представителей, согласившись с доводами письменного отзыва ответчика на иск. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица. Выслушав прокурора, истицу, изучив доводы письменных возражений ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, учитывая заключение по делу органа опеки и попечительства, суд пришел к следующему. Согласно материалам дела, Романкина Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, является лицом из числа детей сирот. Отец истицы ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Истица воспитывалась в ГОУ «Детский дом №» <адрес>, закрепленного за ней жилого помещения и самостоятельных прав на жилье не имеет, зарегистрирована в ГОУ «Детский дом №» <адрес>, проживает в <адрес> без регистрации. Постановлением главы администрации МР «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ № Романкина Л.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением вне очереди по категории детей-сирот. Согласно положениям статьи 57 Жилищного кодекса РФ лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.10.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С 01.01.2011 полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов (статьи 1, 16 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ). Согласно части 2 статьи 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в редакции Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 32-РЗ (далее Закон Республики Коми от 22.11.2010) обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Частью 1 статьи 9 Закон Республики Коми от 22.11.2010 определено, что жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления. Постановлением Конституционного суда Республики Коми от 11.07.2011 данная правовая норма признана противоречащей Конституции Республики Коми в части предоставления лицам из числа детей – сирот и приравненных к ним категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным органам местного самоуправления. Постановлением вступило в силу непосредственно после его провозглашения, действует непосредственно. С учетом данного обстоятельства применению при разрешении спора подлежат регулирующие данные правоотношения нормы ранее действовавшего законодательства, в частности статьи 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: на одинокого гражданина – 33 кв. м. общей площади. Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что Романкина Л.В. является лицом из числа детей-сирот, по достижении совершеннолетия закрепленного за ней жилого помещения не имеет. В силу норм действующего законодательства в их взаимосвязи Романкина Л.В. имеет право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда Республики Коми по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв. м., вне очереди по месту постановки на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий и месту жительства. Обязанность по обеспечению жильем категории граждан, к которой относится истица, возложена на администрацию МР «Удорский» Республики Коми. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в нем и указаний на иной порядок предоставления жилья, то есть в порядке очередности лиц равной категории. Внеочередное предоставление не предполагает также какого-либо срока для предоставления жилого помещения. Таким образом, указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты принятия их на учет и предоставления жилых помещений. Рассматривая вопрос о степени благоустройства жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу по договору социального найма, суд исходит из того, что такое жилое помещение должно отвечать степени благоустройства населенного пункта, где оно в силу требований статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, должно быть предоставлено, а именно - поселка <адрес>. Данный вывод следует из анализа статьи 15 Жилищного кодекса РФ, правовых норм Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и, исходя из того, что жилое помещение предоставляется как дополнительная социальная гарантия детям-сиротам, предусмотренная законом за счет государства, а поэтому оно должно соответствовать степени благоустройства того населенного пункта, в котором предоставляется это жилое помещение. Утверждения представителя ответчика об отсутствии средств в бюджете района и отсутствии субвенций для исполнения требований закона об обеспечении Романкиной Л.В. жильем путем предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Республики Коми суд считает несостоятельными. Положениями Жилищного кодекса РФ и в частности пунктом 2 части 2 статьи 57 определена обязанность внеочередного предоставления жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и данные положения Федерального закона не ставятся в какую-либо зависимость от состояния бюджета органа местного самоуправления. Отсутствие средств в бюджете или недостаточность размеров субвенций не освобождает администрацию МР «Удорский» Республики Коми от обязанности обеспечить Романкину Л.В. жилым помещением по договору социального найма. Ссылки ответчика на не предоставление истицей документов, подтверждающих ее право на жилье, являются необоснованными, поскольку Романкина Л.В. принята на учет в МР «Удорский» по категории нуждающихся в жилье детей-сирот с ДД.ММ.ГГГГ и в установленном законом порядке с учета не снималась. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требования прокурора Удорского района Республики Коми законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. В силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО МР «Удорский» Республики Коми, являясь органом местного самоуправления, освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в которых выступает в качестве ответчика. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Иск прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Романкиной Л.В. удовлетворить. Обязать администрацию МР «Удорский» предоставить Романкиной Л.В. жилое помещение муниципального жилищного фонда в <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров, соответствующее степени благоустройства этого населенного пункта, по договору социального найма. Составление мотивированного решения отложить до 17 ч. 00 мин. 29 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Удорский районный суд. Судья - Д.А. Фищев Составление мотивированного решения отложить до 17 ч. 00 мин. 29 июля 2011 года. Судья - Д.А. Фищев