Дело № 2-256/2011 Решение по иску Боздански П.Б. к ГУ УПФР в Удорском районе РКоми о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



дело № 2-256/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Кослан 18 июля 2011 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Фищева Д.А.,

при секретаре Скуратовой Г.А.,

с участием:

истца Боздански П.Б.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Удорском районе Республики Коми Чистякова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боздански П.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Удорском районе Республики Коми о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил:

Боздански П.Б. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что решением Управления Пенсионного фонда России в Удорском районе Республики Коми (далее УПФР в Удорском районе) ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом ответчик не включил в специальный трудовой стаж периоды работы в Болгарском предприятии ДСО «Лесозаготовка и строительство» на территории Удорского района Республики Коми. Считая решение ответчика необоснованным, истец просил суд включить спорные периоды его работы в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и обязать ГУ УПФ РФ в Удорском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения.

В судебном заседании Боздански П.Б. требования иска уточнил, просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой непосредственно на лесозаготовках со дня обращения в пенсионный орган – ДД.ММ.ГГГГ, с учетом включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, спорных периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Суду дополнительно пояснил, что более <данные изъяты> лет и <данные изъяты> месяцев отработал по специальности раскряжевщика непосредственно на лесозаготовках в Удорском районе Республики Коми, с учетом спорных периодов по действующему законодательству он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в возрасте 50 лет, просил суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Удорском районе по доверенности Чистяков А.А. с иском не согласился, суду указал, что предприятие, в котором истец работал в спорные периоды на территории Удорского района Республики Коми, являлось иностранным, установленные законодательством СССР и Российской Федерации платежи для целей пенсионного обеспечения граждан работодатель истца не уплачивал, в связи с чем оснований для удовлетворения иска Боздански П.Б. не имеется.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Боздански П.Б. обратился в ГУ УПФ РФ в Удорском районе ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно по основаниям подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ГУ УПФ РФ в Удорском районе от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии Боздански П.Б. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что на дату обращения заявитель имеет:

- страховой стаж – <данные изъяты>;

- стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – <данные изъяты>;

- стаж работы на лесозаготовках и лесосплаве – <данные изъяты>.

В стаж работы истца в местностях, приравненных к Крайнему Северу, ответчиком не засчитаны периоды его работы в ДСО «Лесозаготовка и строительство» Коми ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанное предприятие являлось Болгарским и на работников распространялось законодательство Республики Болгарии.

Исчисленный ответчиком страховой стаж и стаж работы непосредственно на лесозаготовках истец в судебном заседании полностью признал.

Как следует из материалов дела, уроженец <адрес> Боздански П.Б. является гражданином Российской Федерации, имеет паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД Удорского района Республики Коми, зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно записям в трудовой книжке Народной Республики Болгарии, истец в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал раскряжевщиком Болгарского предприятия ДСО «Лесозаготовка и строительство» Коми ССР, осуществлявшего лесозаготовительную деятельность на территории Удорского района Коми АССР и Республики Коми. Данные трудовой книжки переведены с болгарского языка и удостоверены нотариусом Удорского нотариального округа Республики Коми.

Характер и место работы истца в спорные периоды подтверждены Удостоверением сектора архива Национального страхового института Республики Болгарии от ДД.ММ.ГГГГ

По сведениям трудовой книжки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ серии АТ – Х , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по Боздански П.Б. осуществлял трудовую деятельность на предприятиях Удорского района Республики Коми, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал раскряжевщиком ООО <данные изъяты>

Порядок и условия деятельности Болгарского хозяйственного объединения «Лесозаготовка и строительство» Коми ССР, в Удорском районе в период 1982-1994 г.г. были определены Соглашением между Правительством СССР и Правительством НРБ о сотрудничестве в заготовке леса, производстве технологической щепы и товаров культурно-бытового назначения на территории СССР для нужд народного хозяйства НРБ от 15 января 1982 года, Соглашением между Правительством РСФСР и Правительством РБ о сотрудничестве в заготовке, комплексной переработке древесины и восстановлении леса на территории СССР (распоряжение Совмина РСФСР от 22.07.1991 N 820-р), Постановлением Президиума Верховного Совета Коми ССР от 24.01.1992 г. «О сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Болгария по вопросам лесозаготовок на территории Удорского района Коми ССР».

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон) определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25.

Согласно части 2 статьи 27 Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ № 173-ФЗ», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 N 273.

Указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.

В соответствии с данным Списком к таким должностям и профессиям относится должность раскряжевщика.

В силу пункта 2 статьи 28.1 Закона, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно части 2 статьи 28 Закона, при назначении трудовой пенсии по старости применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей к ним приравненных, согласно которому Удорский район Коми АССР (Республики Коми) является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон), трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон (пункт 1).

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2).

Статьей 10 Закона установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Согласно пункту 2 статьи 29 Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 13 Закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, чем настоящие, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - страховые взносы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

В спорные периоды работы истца действовало Соглашение о социальном обеспечении, заключенное между СССР и Народной Республикой Болгарией от 11.12.1959, прекратившее действие с 01.01.2005 в связи с денонсацией указанного Соглашения Республикой Болгарией.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения. Указанное свидетельствует, о распространении на возникшие правоотношения положений действовавшего Соглашения от 11.12.1959 в спорные периоды работы истца.

Согласно части 2 статьи 4 Соглашения, исчисление стажа за время работы в каждой из Договаривающихся Сторон производится по законодательству той Договаривающейся стороны, на территории которой протекала работа или приравненная к ней деятельность.

Аналогичные нормы закреплены Договором между Российской Федерацией и Республикой Болгария о социальном обеспечении, ратифицированным Федеральным законом от 25.11.2009 № 263-ФЗ, вступившим в силу с 20.03.2010 (далее Договор).

Согласно положениям статьи 6 Договора застрахованные лица, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность. Если застрахованное лицо осуществляет трудовую деятельность на территории обеих Договаривающихся Сторон, на него распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой это лицо проживает.

Поскольку факт работы истца в спорные периоды на территории Удорского района Республики Коми, относящегося к районам Крайнего Севера, нашел свое подтверждение в судебном заседании и не оспаривался стороной ответчика, данные периоды работы подлежат включению в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом спорных периодов стаж работы Боздански П.Б. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на ДД.ММ.ГГГГ превышал 20 лет.

Принимая во внимание данное обстоятельство, учитывая, что на момент обращения в пенсионный орган страховой стаж истца превышал 25 лет, специальный стаж работы Боздански П.Б. непосредственно на лесозаготовках превышал 12 лет и 6 месяцев, а возраст истца превышал 50 лет, он имел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям подпункта 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что заявленные истцом требования основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Боздански П.Б. удовлетворить.

Признать за Боздански П.Б. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения в Управление Пенсионного фонда России в Удорском районе Республики Коми – ДД.ММ.ГГГГ.

Составление мотивированного решения отложить до 10 ч. 00 мин. 23 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья - Д.А. Фищев

Мотивированное решение составлено к 10 ч. 00 мин. 23 июля 2011 года.

Судья - Д.А. Фищев