Дело № 2-444/2011 Решение по иску прокурора Удоркого района к администрации МР `Удорский` об обязании организовать утилизацию бытовых отходов в соответствии с природоохранным и сан.-эпид. законодательством



№ 2-444/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Екимовой М.А., с участием помощника прокурора Удорского района Колесникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан Удорского района Республики Коми 19 октября 2011 года дело по иску прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский» об обязании организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства,

установил:

Прокурор, обратившись в суд, указал, что в ходе проверки по соблюдению природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории муниципального района «Удорский» выявлены нарушения. Установлено, что на территории МР «Удорский» действует полигон (свалка) для приема, размещения и утилизации (захоронения) ТБО, вывозимых из п. Усогорск, д. Разгорт и с. Кослан, расположенный в квартале Косланского участкового лесничества ГУ РК «Удорское лесничество». Указанный участок земли площадью 7,5 га был изъят из земель Государственного лесного фонда и предоставлен объединению «Мезеньлес» объединения «Комилеспром» Минлесбумпрома СССР на основании постановления Совета министров Коми АССР от 15.12.1982 № 403. В последующем на основании постановления главы МР «Удорский» - руководителя администрации района от 11 февраля 2011 года № 96, от 01 апреля 2011 года № 280 данный участок был предоставлен на праве аренды ООО «Жилстрой» и ООО «Опора» для размещения свалок бытовых и производственных отходов. Полагает, что действия администрации МР «Удорский» нарушают права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просит обязать ответчика организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории п. Усогорск и с. Кослан в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства путем устранения выявленных нарушений.

В судебном заседании прокурор доводы искового заявления поддержал в полном объеме, требования уточнил, просил обязать администрацию МР «Удорский» организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства на полигоне (свалке) ТБО, расположенном в квартале Косланского участкового лесничества ГУ РК «Удорское лесничество», произведя следующие действия: выделить участок для размещения хозяйственно – бытовых объектов, установить помещение для персонала и навес для размещения машин и механизмов, предусмотреть обеспечение питьевой и хозяйственно – бытовой водой в необходимом количестве, комнату для приема пищи, туалет; установить легкое ограждение (осушительную траншею либо вал) по периметру всей территории свалки; установить при въезде на территорию свалки шлагбаум; разработать регламент и режим работы свалки (полигона), вести ежедневный учет поступающих на свалку отходов, обеспечить технологических цикл по изоляции отходов; очистить подъезд к свалке (полигону) за 70-80 метров до места складирования ТБО вдоль дороги с обеих сторон от бытовых отходов; ежедекадно проводить осмотр и уборку территории санитарно – защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге к свалке; не допускать сжигание ТБО на территории свалки; установить переносные ограждения у места разгрузки и складирования ТБО для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО.

Представители ответчика – администрации МР «Удорский» Ванеев В.Р., Козлов И.С. в судебном заседании с иском прокурора не согласились, пояснив, что данный земельный участок не находится в муниципальной собственности, в соответствии с действующим земельным законодательством органам местного самоуправления муниципального района предоставлено право лишь распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, ответчик полномочием по ведению хозяйственной деятельности не наделен; кроме того данный земельный участок предоставлен в аренду ООО «Жилстрой» и ООО «Опора» для размещения производственных отходов предприятия, на основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 4.2 которого данные хозяйствующие субъекты должны исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством и вытекающие из арендных отношений, в том числе и по соблюдению требований природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства; земельный участок не предусмотрен для утилизации производственных отходов.

Представитель третьего лица – ООО «Жилстрой» - Отев Р.В. – с иском прокурора согласился, суду дополнительно пояснил, что территория спорного земельного участка была им предоставлена по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, акт приемо - передачи его не составлялся, данная территория была предоставлена в ненадлежащем состоянии, не соответствовала требованиям природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства; в связи с чем, им пришлось заниматься очисткой территории свалки от бытовых отходов путем заключения договоров на оказание транспортных услуг с другими организациями.

Представитель третьего лица – ООО «Опора» - Кравец З.М. с иском прокурора согласился, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды земельного участка и акта приемо – передачи ответчиком им предоставлен спорный земельный участок под размещение производственных отходов, территория участка была передана в ненадлежащем состоянии, в связи с чем, им пришлось самим её очищать, подготовить для использования.

Представитель государственного органа – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (территориальный отдел в Усть-Вымском районе) – Фесенко И.Ф. с иском прокурора согласился, указав, что совместно с прокуратурой Удорского района участвовал в проведении проверки соблюдения природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявил на указанном сторонами земельном участке, используемом под свалку производственных отходов ряд нарушений, полагает, что условия по соблюдения требований законодательства, необходимо оговаривать в договорах аренды земельных участков, заключаемых администрацией МР «Удорский» с хозяйствующими субъектами.

Представитель государственного органа – Удорского районного комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – Опрова Е.А. с иском прокурора согласилась.

Выслушав прокурора, участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы гражданского дела № 2-444/11 суд пришел к следующему.

Статьями 11 и 13 части 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу статей 34 части 1, 51 части 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30 мая 2001 года утверждены санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

В соответствии с пунктами 2.1 – 2.2 данных Правил полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Пунктами 3.5, 4.1 данных Правил предусмотрено, что полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов. Хозяйственная зона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.

Пунктом 4.4. упомянутых Правил определено, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.

В соответствии с пунктом 2.3 данных Правил организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Пунктом 5.6.- 5.7 упомянутых Правил установлено, что один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.

Согласно пункту 5.3 Правил переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, на территории муниципального образования муниципального района «Удорский» действует полигон (свалка) для приема, размещения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, вывозимых из п. Усогорск, д. Разгорт, с. Кослан, расположенный в квартале Косланского участкового лесничества ГУ РК «Удорское лесничество».

Постановлением Совета Министров Коми АССР от 15 декабря 1982 года № 403 данный земельный участок площадью 7,5 га был изъят из земель Государственного лесного фонда и предоставлен Объединению «Мезеньлес» объединения «Комилеспром» Минлесбумпрома СССР для обустройства свалки бытовых отходов.

В последующем данный участок неоднократно изымался и предоставлялся хозяйствующим субъектам.

Постановлением и.о. главы муниципального района «Удорский» - руководителя администрации района от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 4,0 га в составе земель промышленности (кадастровый квартал 11:09:0301 001), имеющий адресный ориентир: квартал ГУ РК «Удорское лесничество», с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду сроком на 363 дня для размещения свалки бытовых отходов ООО «Жилстрой».

В этот же день с ООО «Жилстрой» заключен договор аренды земельного участка . Акт приемо-передачи земельного участка между сторонами договора не составлялся.

Постановлением главы МР «Удорский» - руководителя администрации района от ДД.ММ.ГГГГ аренда части земельного участка ООО «Жилстрой» по данному адресу площадью 1,6 га из общей площади 4,0 га прекращена; данный земельный участок площадью 1,6 га предоставлен в аренду для размещения производственных отходов предприятия сроком на 363 дня.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Опора» и отделом по управлению муниципальным имуществом МР «Удорский» заключен договор аренды земельного участка с указанной площадью , составлен акт приема- передачи земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Удорского района совместно с представителями Удорского районного комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми проведена проверка по соблюдению требований природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона (свалки) твердых бытовых отходов, расположенного в квартале 319 Косланского участкового лесничества ГУ РК «Удорское лесничество», в ходе которой выявлены нарушения санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно:

- не выделен участок для размещения хозяйственно – бытовых объектов (помещения для персонала, гаража (навеса) для размещения машин и механизмов, вся территория свалки занята под складирование ТБО, не созданы условия для работающего персонала – не предусмотрено обеспечение питьевой и хозяйственно – бытовой водой в необходимом количестве, отсутствует комната для приема пищи, туалет (нарушения п. п. 3.5, 4.1);

- по периметру всей территории свалки не установлено легкое ограждение (либо осушительная траншея, вал), вход на территорию свалки свободный, шлагбаум при въезде на территорию свалки отсутствует (нарушение п. 4.4);

- отсутствует разработанный регламент и режим работы свалки (полигона); не ведется ежедневный учет поступающих на свалку отходов, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов (нарушение п. 2.3);

- ежедекадно не проводится осмотр и уборка территории санитарно – защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, загрязненной бытовым и строительным мусором, который не довозится до свалки; при подъезде к свалке (за 70-80 метров до места складирования ТБО) вдоль дороги с обеих сторон выявлено значительное количество бытовых отходов: банки, полиэтиленовые бутылки, картонная тара, шины от автомобилей, строительный мусор, отходы деревопереработки: опилки, щепа, кора, древесные, частично сгоревшие деревянные конструкции, фрагменты кирпичной кладки общим объемом около 40 кбм (нарушение п. 5.6);

- на территории свалки допускается сжигание ТБО (нарушение п. 5.7);

- на территории свалки не используются переносные ограждения у места разгрузки и складирования ТБО для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО (нарушение п. 5.3).

Согласно статье 15 части 1 пунктам 9, 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные нормы закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статья 7 часть 1 пункт 2), в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (статья 8 часть 2), Уставе МР «Удорский» (статья 36 пункты 7, 14).

Согласно Уставу МР «Удорский» (статья 35) администрация муниципального района «Удорский» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Таким образом, именно администрация МР «Удорский» является ответственной в выявленных нарушениях, а довод представителей администрации МР «Удорский» о том, что земельный участок не является муниципальной собственностью, и в соответствии с действующим земельным законодательством она только распоряжается землями, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, администрация не отвечает за его состояние, является не основанным на законе.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Нарушение требований природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства, выявленные в ходе проверки, может привести к нанесению вреда окружающей природной среде, причинение ущерба Российской Федерации в части лесного фонда, находящегося рядом с указанным полигоном, лицам, проживающим в поселке Усогорск, Кослан, Разгорт, нарушать их право на благоприятную окружающую среду.

Довод администрации МР «Удорский» о том, что данный земельный участок предоставлен в аренду ООО «Жилстрой» и ООО «Опора» для размещения производственных отходов предприятия, и в соответствии с договором аренды, данные предприятия должны устранить выявленные нарушения законодательства, суд находит не состоятельным по следующим основаниям.

Органы местного самоуправления муниципальных районов наделены правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (часть 10 статья 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ).

В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно статье 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Как следует из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Жилстрой» (пункт 1.1), а также договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Опора» (пункт 1.1) земельный участок предоставлен третьим лицам для размещения производственных отходов предприятия, иные условия договор не предусматривает, в том числе по совершению обязанности соблюдения природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства. Пункт 4.2 договора, на который ссылаются представители ответчика, также не указывает на исполнение предприятиями требований природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что ООО «Жилстрой» юридически земельный участок не передан, отсутствует акт приемо-передачи.

Земельный участок для размещения производственных отходов третьим лицам был передан в ненадлежащем состоянии, хотя ранее также использовался под размещение твердых бытовых отходов, том числе с нарушениями, установленными в ходе проверки.

Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердили представители третьих лиц, не оспаривали данный факт и представители ответчика.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что ответчиком выявленные нарушения не устранены, суд полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению.

Оценив все доказательства по делу, суд пришел к выводу, что требования истца основаны на законе, обоснованны, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский» удовлетворить.

Обязать администрацию МР «Удорский» организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства на полигоне (свалке) твердых бытовых отходов, расположенном в квартале 319 Косланского участкового лесничества ГУ РК «Удорское лесничество», произведя следующие действия:

- выделить участок для размещения хозяйственно – бытовых объектов, установить помещение для персонала и навес для размещения машин и механизмов, предусмотреть обеспечение питьевой и хозяйственно – бытовой водой в необходимом количестве, комнату для приема пищи, туалет;

- установить легкое ограждение (осушительную траншею либо вал) по периметру всей территории свалки;

- установить при въезде на территорию свалки шлагбаум;

- разработать регламент и режим работы свалки (полигона), вести ежедневный учет поступающих на свалку отходов, обеспечить технологических цикл по изоляции отходов;

- очистить подъезд к свалке (полигону) за 70-80 метров до места складирования твердых бытовых отходов вдоль дороги с обеих сторон от бытовых отходов;

- ежедекадно проводить осмотр и уборку территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге к свалке;

- не допускать сжигание твердых бытовых отходов на территории свалки;

- установить переносные ограждения у места разгрузки и складирования твердых бытовых отходов для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых бытовых отходов.

Составление мотивированного решения отложить до 18 часов 24 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 18 часам 24 октября 2011 года.