Дело № 2-146/2011 Решение по иску Романова А.Н. к начальнику медицинской службы ФКУ ОИК-33 ГУФСИН России по РК Раджабовой Т.С. о компенсации морального вреда



дело № 2 –146/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Цуркан Л.С., рассмотрев в судебном заседании в селе Кослан 27 апреля 2011 года дело по иску Романова А.Н. к начальнику медицинской части ФКУ ОИК-33 ГУФСИН России по Республике Коми Раджабовой Т.С. о компенсации морального вреда,

установил:

Романов А.Н., обратившись в суд с иском, указал, что отбывает наказание в ИК-35 ФБУ ОИК-33 ГУФСИН России по Республике Коми <адрес>, страдает хроническим заболеванием <. . .> Согласно эпикризам ФБЛУПБ -18 ему необходима консультация эндокринолога 2 раза в год, однако, ДД.ММ.ГГГГ на его просьбу о направлении к врачу – специалисту начальник медицинской части ФКУ ОИК-33 ГУФСИН России по РК Раджабова Т.С. отказала в её удовлетворении, причинив тем самым ущерб его нематериальным благам. Просит взыскать компенсацию морального вреда в размере <. . .> рублей.

Истец Романов А.Н., отбывающий наказание в ИК-35 ФКУ ОИК-33 ГУФСИН России по РК, находящийся в ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по РК, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Ответчик – начальник медицинской части Раджабова Т.С. с иском не согласилась, суду пояснила, что, отбывая наказание в ИК-35, имея заболевание <. . .> Романов А.Н. постоянно находится под наблюдением врачей- специалистов, неоднократно проходил курс лечения в больницах ИК-18 и ИК-31; ДД.ММ.ГГГГ по телефону со специалистом – эндокринологом ИК-18 была достигнута договоренность о проведении консультации Романову А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется запись в медицинской карте истца; по его настоятельной просьбе он проходил лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИК-31.

Третье лицо – ФКУ ОИК-33 ГУФСИН России по РК, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, представителя в судебное заседание не направили.

Выслушав ответчика, исследовав материалы гражданского дела № 2-146/11, суд пришел к следующему.

Согласно Положению о федеральном казённом учреждении «Объединение исправительных колоний № 33 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации; в состав Учреждения входит исправительная колония № 35.

ФКУ ОИК-33 ГУФСИН России по Республике Коми является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Как следует из материалов дела, Романов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осужден Сосногорским городским судом Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ по ст.117 ч.2 п. «г» УК РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

С ДД.ММ.ГГГГ истец отбывает наказание в ИК-35 ФКУ ОИК-33 ГУФСИН России по РК, что подтверждается сведениями исправительного учреждения.

Согласно сведениям медицинской карты Романов А.Н. страдает заболеванием эндокринной системы <. . .> является инвалидом <. . .> группы, в настоящее время находится в ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по РК для прохождения переосвидетельствования.

Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда в связи с отказом начальника медицинской части ИК-35 в направление к врачу – специалисту, суд пришел к следующему.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Частями 1 и 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации; порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Пунктами 121 и 122 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 ноября 2005 года № 205, определено, что предоставляемая в исправительном учреждении лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения; медицинская часть учреждения осуществляет:

медицинское обследование осужденных с целью выявления заболеваний;

диспансерное наблюдение и учет осужденных;

лечение больных осужденных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения;

хранение и выдачу осужденным лекарственных средств, иных изделий медицинского назначения;

определение медицинских противопоказаний по профессиональной пригодности осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду;

проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

Согласно пункту 123 упомянутого Порядка плановый прием осужденных в медицинских частях ИУ производится в установленные часы их работы, по предварительной записи или по назначениям медицинского персонала.

Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации 17 октября 2005 г. N 640/190.

В соответствии с установленным Порядком организации медицинской помощи (п.13) для оказания медицинской помощи осужденным в исправительном учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением указанного ИУ.

Пунктами 14 и 15 упомянутого порядка установлено, что основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. В зависимости от местных условий, вида Учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи. Основными задачами медицинской части являются:

- оказание неотложной медицинской помощи;

- оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи;

- организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации;

- организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни.

Согласно пункту 23 Порядка руководство медицинской частью осуществляет начальник, назначаемый на должность в установленном порядке. На указанную должность целесообразно представлять специалиста, имеющего высшее медицинское образование.

В соответствии с пунктом 27 Порядка на каждого осужденного оформляется медицинская карта амбулаторного больного, куда вносится вся информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.

Направление на стационарное лечение в больницу в плановом порядке осуществляется по предварительному письменному запросу, что предусмотрено пунктом 130 Порядка.

В исключительных случаях по экстренным показаниям больной может быть госпитализирован без предварительного письменного запроса по согласованию с руководством больницы, но с обязательным последующим (в течение трех суток) предоставлением документов (пункт 131 Порядка).

При рассмотрении дела судом установлено, что Раджабова Т.С. является начальником медицинской части ИК-35 ФКУ ОИК-33 с ДД.ММ.ГГГГ, имеет высшее медицинское образование, что подтверждается приказами по ОИК-33, трудовым договором, дипломом.

Согласно сведениям медицинской карты Романова А.Н., а именно эпикризу от ДД.ММ.ГГГГ, составленной лечебно – профилактическим учреждением ФБЛПУБ-18, истец ДД.ММ.ГГГГ осматривался врачом – эндокринологом, выписан в удовлетворительном состоянии, ему дана рекомендация: осмотр эндокринолога 2 раза в год.

ДД.ММ.ГГГГ прибыл в ФБЛПУБ-18 на консультацию эндокринолога, проходил лечение по заболеванию <. . .> что подтверждается эпикризом от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, истец неоднократно проходил лечение по заболеванию <. . .> в ИК-31 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Романов А.Н. обратился к начальнику медицинской части ИК-35 Раджабовой Т.С. с письменной просьбой о его направлении на консультацию врача-эндокринолога, в медицинской карте истца имеется отметка о том, что он будет направлен на консультацию к эндокринологу по договоренности с заместителем начальника ЛПР ИК-18 планово.

ДД.ММ.ГГГГ начальником медицинской части ИК-35 проведена консультация с указанным должностным лицом, из которой следует, что консультация эндокринолога запланирована на ДД.ММ.ГГГГ плановым этапом.

Суд полагает, что со стороны начальника медицинской части ИК-35 Раджабовой Т.С. в отношении Романова А.Н. не было отказа в предоставлении медицинской помощи.

Судом установлено, что при осмотре ДД.ММ.ГГГГ врачом истцу дана рекомендация: осмотр эндокринолога 2 раза в год, в ДД.ММ.ГГГГ он проходил лечение в ФБЛПУБ-18. В ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику о направлении его на лечение, однако был направлен в ДД.ММ.ГГГГ. При этом направление Романова А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ было связано лишь объективными причинами, так как больница ФБЛПУБ-18 не находится в подчинении ИК-35, для направления осужденного на лечение необходимо согласование с данным учреждением, а также доставка производится лишь плановыми этапами (три раза в месяц через СИЗО-1). В то же время Романов А.Н. проходил лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в больнице ИК-31, куда направляются больные без предварительной договоренности, по направлению начальника медицинской части ИК-35.

Суд не может согласиться с доводами Романова А.Н. о том, что с несвоевременным направлением его к врачу-эндокринологу у него ухудшилось состояние здоровья (в том числе зрение), поскольку, как следует из медицинской карты у истца с ДД.ММ.ГГГГ ухудшается состояние здоровья, установлена <. . .> группа инвалидности, среди зарегистрированных заболеваний имеется <данные изъяты>. При этом, при отбывании наказания истец нарушает назначенное лечение: допускает употребление алкоголя, объявляет голодовку, перестает вводить инсулин под кожу, обостряя свое заболевание. В то же время со стороны медицинской части ИК-35 Романов А.Н. обеспечен всем необходимым как человек имеющий заболевание <. . .> двумя шприц-ручками, иголками к ним, инсулином, диетическим питанием, вовремя этапируется на продление инвалидности на комиссию МСЭ и осмотр специалистов.

Исходя из вышеизложенного, начальник медицинской части ИК-35 Раджабова Т.С. действовала в рамках своих полномочий, своевременно предоставляя и организовывая необходимую медицинскую помощь Романову А.Н.

Кроме того ограничения по направлению на консультацию эндокринолога и назначенное лечение связано со статусом истца, который отбывает наказание в исправительном учреждении, возможностью направлять его только плановыми этапами.

Доказательств ухудшения состояния своего здоровья, именно действиями начальника медицинской части ИК-35 Раджабовой Т.С., судом не добыто и истцом не представлено.

Оценив все обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что требования иска Романова А.Н. не основаны на законе, необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Романова А.Н. к начальнику медицинской части ФКУ ОИК-33 ГУФСИН России по Республике Коми Раджабовой Т.С. о компенсации морального вреда - отказать.

Составление мотивированного решения отложить до 16 часов 30 минут 29 апреля 2011 года

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 16 часам 30 минутам 29 апреля 2011 года