Дело № 2-529/2011 Решение по иску прокурора Удорского района к администрации МО МР `Удорский` о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оснащения зданий приборами учета холодной воды



№ 2-529/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Цуркан Л.С., с участием помощника прокурора Удорского района Колесникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан Удорского района Республики Коми 13 декабря 2011 года дело по иску прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности завершить оснащение зданий приборами учета холодной воды,

установил:

Прокурор, обратившись в суд, указал, что в ходе проверки по соблюдению федерального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в деятельности администрации МР «Удорский» выявлены нарушения. Установлено, что на территории МО МР «Удорский» действуют структурные подразделения МУ «Удорская центральная районная больница»: Благоевская районная больница № 1, Пысская участковая больница, Солнечный фельдшерско-акушерский пункт, Едвинский фельдшерско-акушерский пункт, Чернутьевский фельдшерско-акушерский пункт, Чимский фельдшерско-акушерский пункт, Селэгвожский фельдшерско-акушерский пункт, здания, которых, в нарушение требований указанного законодательства не оснащены приборами учета холодного водоснабжения. Поскольку администрация МР «Удорский» является собственником зданий указанных структурных подразделений МУ «Удорская ЦРБ», просит признать её бездействие незаконным, обязать администрацию МР «Удорский» завершить оснащение данных зданий требуемыми приборами учета холодного водоснабжения и возложить обязанность ввести приборы учета эксплуатацию.

В судебном заседании прокурор требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МР «Удорский» Алексеенко А.Ю. в судебном заседании с иском прокурора не согласился, пояснив, что законом не установлены нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, вызванные обязанностью по установлению приборов учета; полагает, что принятие закона, обязывающего установить приборы учета, на федеральном уровне, влечет за собой расходные обязательства Российской Федерации.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела № 2-529/11, суд пришел к следующему.

Статьей 13 части 1 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Статьей 13 части 4 упомянутого Закона установлено, что до 01 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Частью 1 статьи 24 упомянутого Закона определено, что, начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, в зданиях структурных подразделений МУ «Удорская ЦРБ», расположенных на территории Удорского района, а именно, в Благоевской районной больнице № 1, Пысской участковой больнице, Солнечном фельдшерско-акушерском пункте, Едвинском фельдшерско-акушерском пункте, Чернутьевском фельдшерско-акушерском пункте, Чимском фельдшерско-акушерском пункте, Селэгвожском фельдшерско-акушерском пункте, отсутствуют приборы учета холодного водоснабжения.

Данный факт не отрицался и представителем администрации муниципального района «Удорский» Алексеенко А.Ю.

Рассматривая требование прокурора о признании бездействия ответчика незаконным и обязании его завершить оснащение зданий указанных подразделений требуемыми приборами учета холодного водоснабжения и возложить обязанность ввести приборы учета эксплуатацию, суд пришел к следующему.

Статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно статье 50 Устава МР «Удорский» органы местного самоуправления муниципального района от имени муниципального района «Удорский» самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К компетенции администрации МР «Удорский» отнесено в том числе, и владение, пользование и распоряжение имуществом в соответствии с порядком об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности муниципального района, утвержденным Советом района (п.п. 2 статьи 36 Устава).

Постановлением главы МР «Удорский» - руководителем администрации района от 30 июля 2010 года № 582-а (с учетом изменений, внесенных постановлением от 02 декабря 2010 года № 1040) утверждена муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования муниципального района «Удорский» на 2010 – 2020».

Пунктом 2.1 раздела 4 Паспорта подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Удорского района» (2010-2020) предусмотрено, оснащение зданий, строений и сооружений, используемых для размещения бюджетных учреждений Удорского района, приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Срок исполнения установлен на 2010 -2015 г.г. Исполнителем мероприятия назначена администрация МО МР «Удорский».

Как следует из реестра недвижимого имущества МР «Удорский» собственником зданий, в которых расположены вышеуказанные структурные подразделения МУ «Удорская ЦРБ», является администрация МР «Удорский» /л.д.42-48/.

Таким образом, с учетом норм действующего гражданского законодательства, и законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности обязанность по оснащению медицинских муниципальных учреждений на территории Удорского района, возложена на администрацию МР «Удорский», являющуюся собственником зданий, в которых они расположены, и исполнителем по муниципальной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования муниципального района «Удорский» на 2010 – 2020». В связи с чем, довод представителя администрации МР «Удорский» о том, что ответчик не является распорядителем бюджетных средств, является не обоснованным.

Частью 3 статьи 24 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ определено, что экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

Нарушение требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выявленные в ходе проверки, может привести к нарушению права работников муниципального учреждения «Удорская центральная районная больница», в зданиях которых отсутствуют приборы учета, на повышение заработной платы за счет средств экономии, к созданию не благоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что ответчиком выявленные нарушения не устранены, суд полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению.

Оценив все доказательства по делу, суд пришел к выводу, что требования истца основаны на законе, обоснованны, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский» удовлетворить.

Обязать администрацию МР «Удорский» завершить оснащение зданий структурных подразделений муниципального учреждения «Удорская центральная районная больница», а именно:

- Благоевской районной больницы № 1 (<адрес>);

- Пысской участковой больницы (<адрес>);

- Солнечного фельдшерско-акушерского пункта (<адрес>);

- Едвинского фельдшерско-акушерского пункта (<адрес>);

- Чернутьевского фельдшерско-акушерского пункта (<адрес>);

- Чимского фельдшерско-акушерского пункта (<адрес>);

- Селэгвожского фельдшерско-акушерского пункта (<адрес>) приборами учета холодного водоснабжения и возложить обязанность на администрацию МР «Удорский», ввести данные приборы учета в эксплуатацию.

Составление мотивированного решения отложить до 16 часов 30 минут 16 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 16 часам 30 минутам 16 декабря 2011 года.