Дело № 2-535/2011 Решение по иску прокурора Удорского района к администрации МО МР `Удорский` об обеспечении прав граждан на безопасность



№ 2-535/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Кослан 15 декабря 2011 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пикулёвой Н.В. при секретаре Одажиевой К.Н., с участием прокурора - помощника прокурора Удорского района Республики Коми Колесникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан Удорского района Республики Коми гражданское дело по заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» об обеспечении конституционных прав граждан на безопасность путем обеспечения стационарного поста государственных охранных структур,

установил:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО МР «Удорский» о признании бездействия незаконным и об обязании обеспечить конституционные права граждан на безопасность путем обеспечения стационарного поста государственных охранных структур, в обоснование указал, что здания органов местного самоуправления являются особо важными объектами, что предусматривает особый уровень обеспечения их охраны – в обязательном порядке государственными охранными структурами. Администрация МО МР «Удорский» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО МР «Удорский», при этом осуществление охраны здания администрации вменено в должностные обязанности операторов диспетчерской службы сектора по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, однако указанный сектор не относится к органам и подразделениям государственных охранных организаций. При указанных обстоятельствах требуемая законодательством охрана здания администрации района не обеспечена, чем нарушено право граждан на жизнь и охрану здоровья.

В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил, просил обязать Администрацию МО МР «Удорский» обеспечить конституционные права граждан на безопасность путем обеспечения стационарного поста государственных охранных структур, доводы иска поддержал полностью.

Представитель ответчика Администрации МО МР «Удорский» Алексеенко А.Ю. с иском не согласился, суду пояснил, что охрана здания администрации вменена в обязанности ЕДДС сектора по делам ГО и ЧС администрации МР «Удорский»; при этом считает, что обеспечение в здании администрации стационарного поста государственных охранных структур не может быть возложено на органы местного самоуправления, поскольку финансирование данных обязательств осуществляется за счет федерального бюджета. Органы местного самоуправления не вправе исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно Положению, утвержденному решением Совета МО «Удорский», Администрация муниципального района «Удорский» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования муниципального района «Удорский»; расположена по адресу: <адрес>.

Прокуратурой Удорского района проведена проверка обеспечения обязательной государственной охраны административных зданий органов местного самоуправления МО МР «Удорский».

По результатам проверки установлено, что в нарушение Федеральных законов «О безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 14.08.1992 №587 «Вопросы государственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» Администрацией МР «Удорский», постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО МР «Удорский», не обеспечены меры безопасности по обеспечению защищенности данного объекта в части отсутствия охраны здания Администрации. Указанное создает угрозу жизни и здоровью граждан и свидетельствует об отсутствии профилактики терроризма.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности, в том числе, являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными орга­нами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами ме­стного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безо­пасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопас­ности.

Согласно статье 12 Федерального закона «О безопасности» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение за­конодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Согласно части первой статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществля­ется на всей территории Российской Федерации.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государ­ственной власти, вместе с тем они обладают публично-властными полномо­чиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, те есть выполняют функции публичной власти на соответствующем террито­риальном уровне. Соответственно объекты органов местного самоуправления подлежат охране наряду с объектами органов государственной власти.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы не­государственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории органов местного самоуправления (п. 1 Пе­речня). Указанные объекты подлежат государственной охране, организация ко­торой в соответствии с пунктом 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 года № 248, относится к полномочиям МВД РФ.

Охрана объектов осуществляется в соответствии с требованиями руко­водящего документа МВД России «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденного Министром внутренних дел РФ 06.11.2002 года (далее - РД 78.36.003-2002).

В соответствии с пунктом 2.1. РД 78.36.003-2002 под термином «особо важ­ный объект» понимается объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправле­ния с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и предотвращения ущерба, который может быть нанесен природе и обществу, а также от возникновения чрезвычайной ситуации.

В зависимости от значимости и концентрации материальных, художест­венных, исторических, культурных и культовых ценностей, размещенных на объекте, последствий от возможных преступных посягательств на них, все объекты, их помещения и территории подразделяются на две группы (катего­рии): А и Б. Ввиду большого разнообразия разнородных объектов в каждой группе, они дополнительно подразделяются на две подгруппы каждая: AI и AII, БI и БП (п. 3.1. РД 78.36.003-2002).

В свою очередь, к объектам подгруппы AI отнесены объекты особо важ­ные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, включенные в Перечень объектов подлежащих государственной охране согласно Постановлению

Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 № 587 (п. 3.1.1. РД 78.36.003-2002).

Аналогичные положения содержит пункт 2.1.1 рекомендаций, утвержденных МВД РФ 21.12.2004 «Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов. РД 78.36.006-2005».

Таким образом, здания (помещения), строения, сооружения, прилегаю­щие к ним территории органов местного самоуправления, признаны особо важными объектами. Одной из целей включения указанной группы объектов в категорию особо важных является необходимость надежного обеспечения безопасности их функционирования (в силу специфики и значимости их дея­тельности), предусматривающего особый уровень обеспечения их охраны, который в обязательном порядке подлежит осуществлению государственны­ми охранными структурами.

На основании статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной де­тективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная ох­ранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежа­щие государственной охране, перечень которых утверждается Правительст­вом Российской Федерации.

С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 12 которого на полицию возложена обязанность охранять на договорной основе имуще­ство граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной ох­ране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Выполнением данной обязанности занимаются под­разделения полиции. В Указе Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопро­сы организации полиции» установлены подразделения, организации и служ­бы, входящие в состав полиции в силу выполнения ими функций, вытекаю­щих из Федерального закона «О полиции» (п. 1), в частности, по государст­венной охране объектов, а также охране имущества граждан и организаций.

Администрация муниципального района «Удорский» действует на основании Положения, утвержденного решением Совета MP «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ , и в соответствии с Уставом МО MP «Удорский» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО MP «Удорский».

Согласно сведениям, представленным администрацией MP «Удорский», в помещениях здания ад­министрации муниципального района «Удорский» по адре­су: <адрес>, располагаются структурные подразделения администрации района, Совет ветеранов, Отдел ЗАГС Удорского района, Совет MP «Удорский», специа­лист Министерства финансов РК, оперуполномоченный УФСБ по Республике Коми, секре­тарь районной КпДН и ЗП, а также Территориальная избирательная комиссия Удорского района и системный администратор ГАС «Выборы». Общее количество работников различных структур в здании администрации MP «Удорский» составляет 76 человек.

Осуществление охраны здания администрации MP «Удорский» вменено в должностные обязанности операторов диспетчерской службы сектора по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации района.

Согласно Положению о единой дежурно-диспетчерской службе (далее - ЕДДС) администрации MP «Удорский», ут­вержденного постановлением главы MP «Удорский» - руководителя админи­страции района от ДД.ММ.ГГГГ , основными задачами и функциями ЕДДС являются сбор, обработка, анализ и обмен информацией о чрезвычай­ных ситуациях (происшествиях), представление соответствующих докладов (донесений) вышестоящим органам, контроль за складывающейся на терри­тории района оперативной обстановкой и ходом работ по ликвидации возни­кающих чрезвычайных ситуаций (происшествий, аварий).

При этом ЕДДС сектора по делам ГО и ЧС администрации MP «Удорский» не от­носится к органам и подразделениям государственных охранных организа­ций.

Указанное свидетельствует об отсутствии тре­буемой законодательством охраны здания администрации муниципального района «Удорский», расположенного по адресу: <адрес>.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения в здании администрации МР «Удорский» стационарного поста государственных охранных структур.

При таких обстоятельствах требования прокурора Удорского района законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Удорский» обеспечить в здании администрации МР «Удорский», расположенном по адресу: <адрес>, стационарный пост государственных охранных структур.

Составление мотивированного решения отложить до 12 часов 19 декабря 2011 г.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба (представление прокурором) в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Удорский районный суд Республики Коми.

Судья - подпись Н.В. Пикулёва

Мотивированное решение составлено к 12 часам 19 декабря 2011 года.

Судья - подпись Н.В. Пикулёва