№ 2-535/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с. Кослан 15 декабря 2011 года Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пикулёвой Н.В. при секретаре Одажиевой К.Н., с участием прокурора - помощника прокурора Удорского района Республики Коми Колесникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан Удорского района Республики Коми гражданское дело по заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» об обеспечении конституционных прав граждан на безопасность путем обеспечения стационарного поста государственных охранных структур, установил: Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО МР «Удорский» о признании бездействия незаконным и об обязании обеспечить конституционные права граждан на безопасность путем обеспечения стационарного поста государственных охранных структур, в обоснование указал, что здания органов местного самоуправления являются особо важными объектами, что предусматривает особый уровень обеспечения их охраны – в обязательном порядке государственными охранными структурами. Администрация МО МР «Удорский» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО МР «Удорский», при этом осуществление охраны здания администрации вменено в должностные обязанности операторов диспетчерской службы сектора по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, однако указанный сектор не относится к органам и подразделениям государственных охранных организаций. При указанных обстоятельствах требуемая законодательством охрана здания администрации района не обеспечена, чем нарушено право граждан на жизнь и охрану здоровья. В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил, просил обязать Администрацию МО МР «Удорский» обеспечить конституционные права граждан на безопасность путем обеспечения стационарного поста государственных охранных структур, доводы иска поддержал полностью. Представитель ответчика Администрации МО МР «Удорский» Алексеенко А.Ю. с иском не согласился, суду пояснил, что охрана здания администрации вменена в обязанности ЕДДС сектора по делам ГО и ЧС администрации МР «Удорский»; при этом считает, что обеспечение в здании администрации стационарного поста государственных охранных структур не может быть возложено на органы местного самоуправления, поскольку финансирование данных обязательств осуществляется за счет федерального бюджета. Органы местного самоуправления не вправе исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Просит в иске отказать. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно Положению, утвержденному решением Совета МО «Удорский», Администрация муниципального района «Удорский» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования муниципального района «Удорский»; расположена по адресу: <адрес>. Прокуратурой Удорского района проведена проверка обеспечения обязательной государственной охраны административных зданий органов местного самоуправления МО МР «Удорский». По результатам проверки установлено, что в нарушение Федеральных законов «О безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 14.08.1992 №587 «Вопросы государственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» Администрацией МР «Удорский», постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО МР «Удорский», не обеспечены меры безопасности по обеспечению защищенности данного объекта в части отсутствия охраны здания Администрации. Указанное создает угрозу жизни и здоровью граждан и свидетельствует об отсутствии профилактики терроризма. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности, в том числе, являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. Согласно статье 12 Федерального закона «О безопасности» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Согласно части первой статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем они обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, те есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. Соответственно объекты органов местного самоуправления подлежат охране наряду с объектами органов государственной власти. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории органов местного самоуправления (п. 1 Перечня). Указанные объекты подлежат государственной охране, организация которой в соответствии с пунктом 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 года № 248, относится к полномочиям МВД РФ. Охрана объектов осуществляется в соответствии с требованиями руководящего документа МВД России «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденного Министром внутренних дел РФ 06.11.2002 года (далее - РД 78.36.003-2002). В соответствии с пунктом 2.1. РД 78.36.003-2002 под термином «особо важный объект» понимается объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и предотвращения ущерба, который может быть нанесен природе и обществу, а также от возникновения чрезвычайной ситуации. В зависимости от значимости и концентрации материальных, художественных, исторических, культурных и культовых ценностей, размещенных на объекте, последствий от возможных преступных посягательств на них, все объекты, их помещения и территории подразделяются на две группы (категории): А и Б. Ввиду большого разнообразия разнородных объектов в каждой группе, они дополнительно подразделяются на две подгруппы каждая: AI и AII, БI и БП (п. 3.1. РД 78.36.003-2002). В свою очередь, к объектам подгруппы AI отнесены объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, включенные в Перечень объектов подлежащих государственной охране согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 № 587 (п. 3.1.1. РД 78.36.003-2002). Аналогичные положения содержит пункт 2.1.1 рекомендаций, утвержденных МВД РФ 21.12.2004 «Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов. РД 78.36.006-2005». Таким образом, здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории органов местного самоуправления, признаны особо важными объектами. Одной из целей включения указанной группы объектов в категорию особо важных является необходимость надежного обеспечения безопасности их функционирования (в силу специфики и значимости их деятельности), предусматривающего особый уровень обеспечения их охраны, который в обязательном порядке подлежит осуществлению государственными охранными структурами. На основании статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 12 которого на полицию возложена обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Выполнением данной обязанности занимаются подразделения полиции. В Указе Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» установлены подразделения, организации и службы, входящие в состав полиции в силу выполнения ими функций, вытекающих из Федерального закона «О полиции» (п. 1), в частности, по государственной охране объектов, а также охране имущества граждан и организаций. Администрация муниципального района «Удорский» действует на основании Положения, утвержденного решением Совета MP «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ №, и в соответствии с Уставом МО MP «Удорский» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО MP «Удорский». Согласно сведениям, представленным администрацией MP «Удорский», в помещениях здания администрации муниципального района «Удорский» по адресу: <адрес>, располагаются структурные подразделения администрации района, Совет ветеранов, Отдел ЗАГС Удорского района, Совет MP «Удорский», специалист Министерства финансов РК, оперуполномоченный УФСБ по Республике Коми, секретарь районной КпДН и ЗП, а также Территориальная избирательная комиссия Удорского района и системный администратор ГАС «Выборы». Общее количество работников различных структур в здании администрации MP «Удорский» составляет 76 человек. Осуществление охраны здания администрации MP «Удорский» вменено в должностные обязанности операторов диспетчерской службы сектора по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации района. Согласно Положению о единой дежурно-диспетчерской службе (далее - ЕДДС) администрации MP «Удорский», утвержденного постановлением главы MP «Удорский» - руководителя администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами и функциями ЕДДС являются сбор, обработка, анализ и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях (происшествиях), представление соответствующих докладов (донесений) вышестоящим органам, контроль за складывающейся на территории района оперативной обстановкой и ходом работ по ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций (происшествий, аварий). При этом ЕДДС сектора по делам ГО и ЧС администрации MP «Удорский» не относится к органам и подразделениям государственных охранных организаций. Указанное свидетельствует об отсутствии требуемой законодательством охраны здания администрации муниципального района «Удорский», расположенного по адресу: <адрес>. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения в здании администрации МР «Удорский» стационарного поста государственных охранных структур. При таких обстоятельствах требования прокурора Удорского района законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Удорский» обеспечить в здании администрации МР «Удорский», расположенном по адресу: <адрес>, стационарный пост государственных охранных структур. Составление мотивированного решения отложить до 12 часов 19 декабря 2011 г. На решение суда может быть подана кассационная жалоба (представление прокурором) в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Удорский районный суд Республики Коми. Судья - подпись Н.В. Пикулёва Мотивированное решение составлено к 12 часам 19 декабря 2011 года. Судья - подпись Н.В. Пикулёва