№ 2-531/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Цуркан Л.С., с участием помощника прокурора Удорского района Исангильдеевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан Удорского района Республики Коми 15 декабря 2011 года дело по иску прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Светлый город» об обязании устранить нарушения, выявленные на обслуживаемых объектах жилищного фонда, установил: Прокурор, обратившись в суд, указал, что в ходе проверки по соблюдению жилищного законодательства в части содержания мест общего пользования и инженерного оборудования многоквартирных жилых домов в обществе с ограниченной ответственностью «Светлый город» (далее – ООО «Светлый город»), основным видом деятельности которого является управление многоквартирными домами, производство работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту зданий и помещений, организация и проведение строительно-монтажных и ремонтных работ промышленного и гражданского значения, монтаж, ремонт и техническое обслуживание инженерного оборудования и аппаратуры, выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Полагает, что выявленные нарушения свидетельствуют о том, что ответчиком своевременно в полном объеме не были предприняты меры по подготовке объектов жилищного фонда к работе в зимних условиях, что является нарушением требований норм технической эксплуатации жилых зданий. Бездействием ООО «Светлый город » нарушаются права неопределенного круга лиц, а именно жителей домов, расположенных по адресу: <адрес> на получение жилищных услуг надлежащего качества, в связи с чем, просит обязать ООО «Светлый город» устранить выявленные на обслуживаемых объектах жилищного фонда нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно – коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170. В судебном заседании прокурор требования уточнил, просил обязать ответчика устранить выявленные на обслуживаемых объектах жилищного фонда нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно – коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 в срок до 01 сентября 2012 года. Доводы искового заявления поддержал в полном объеме. Представитель ответчика – ООО «Светлый город» - Рыжакова Л.А. в судебном заседании с иском прокурора согласилась, указав, что обществом часть нарушений возможно устранить только в летний период. Выслушав прокурора, представителя ответчика, допросив свидетеля ФИО4 исследовав письменные материалы гражданского дела № 2-531/11, суд пришел к следующему. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Уставу, общество с ограниченной ответственностью «Светлый город» является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого, является управление многоквартирными домами, производство работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту зданий и помещений, эксплуатационное обслуживание предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: - соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; - безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; - доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. О соответствии имущества в многоквартирном доме с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, содержится в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. Таким образом, жилищное законодательство устанавливает ряд требований, в том числе санитарных и технических правил, к состоянию жилищного фонда. Пунктами 2.6.1 – 2.6.2, 2.6.5-2.6.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительств и жилищно – коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, установлено, что целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: - устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; - привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; - обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов. Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции). В период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется: подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем); в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода. В неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод. Пунктом 3.2.18 данных Правил определено, что располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты. Пунктом 5.2.16 Правил предусмотрено, что в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам на чердаках и в подвальных помещениях следует устанавливать маркировочные щитки в соответствии с ГОСТами. Трубопроводы в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях должны быть окрашены и иметь соответствующие маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя. Задвижки и вентили должны быть пронумерованы согласно схеме (проекту). Наружная поверхность запорной арматуры должна быть чистой, а резьба смазана машинным маслом, смешанным с графитом. Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (пункт 5.2.22 Правил). В соответствии с пунктом 5.6.6 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии; принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры. Согласно пункту 4.2.3.4 Правил повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки или облицевать. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже + 5 градусов С, относительная влажность воздуха – не выше 60% (пункт 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда). Пунктом 4.2.3.1 Правил установлено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту. В силу пункта 4.1.6 отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками). В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен. Как следует из материалов дела, и установлено судом, управляющей организацией, с которой собственниками многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, заключен договор управления, является ООО «Светлый город». В ходе внепланового осмотра многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «Светлый город», ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что: в многоквартирных жилых домах <адрес>: - в подвальном помещении в наличии бытовой и строительный мусор, подвальное помещение захламлено; - в подвальном помещении на трубах системы отопления и ХВС местами ржавчина, на трубопроводах местами отсутствует тепловая изоляция, стрелки направления движения теплоносителя не нанесены, задвижки не пронумерованы, схема теплового узла отсутствует; - в подъездах имеются не закрепленные автоматы, контактные группы пакетных выключателей не закрыты защитными экранами, имеются скрутки, не все лампы на лестничных площадках закрыты защитными плафонами, имеются не закрытые распределительные коробки; - в подъездах часть этажных электрощитков не закрыта; в многоквартирных жилых домах <адрес>: - требуется ремонт отмостки жилого здания – имеются уклоны и провалы; в многоквартирном доме <адрес>: - на фасаде здания в районе 2-го и 3-го подъездов имеются места выкрашивания кирпичной кладки; в многоквартирном жилом доме <адрес>: - по опускам телевизионных кабелей атмосферные осадки стекают на фасад здания дома и приводят к намоканию кирпичной кладки; в многоквартирном жилом доме <адрес>: - на фасаде здания имеет место раскрашивание кирпичной кладки; в многоквартирном жилом доме <адрес>: - требуется ремонт цоколя здания. Данный факт подтверждается актами № №, 1-4 Государственной жилищной инспекции Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, не отрицался и представителем ответчика – ООО «Светлый город». ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Светлый город» - ФИО5 в связи с нарушением правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, привлечена к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что подтверждается постановлением руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Коми №. В судебном заседании свидетель ФИО4 (начальник Государственной жилищной инспекции РК по Удорскому району) факт установленных в ходе проверки нарушений жилищного законодательства подтвердила, указав, что в настоящее время ответчиком они не устранены. Суд пришел к выводу, что нарушение требований жилищного законодательства, выявленные в ходе проверки, может привести к нарушению права жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Светлый город», на качественное оказание жилищных услуг, а также создать угрозу в зимний период жизни и здоровья людей. С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что ответчиком выявленные нарушения не устранены, суд полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу бюджета МР «Удорский» подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой с учетом его материального положения, необходимо снизить до 1000 рублей. Оценив все доказательства по делу, суд пришел к выводу, что требования истца основаны на законе, обоснованны, подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Иск прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Светлый город» удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Светлый город» устранить выявленные на обслуживаемых объектах жилищного фонда нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 в срок до 01 сентября 2012 года, а именно: в многоквартирных жилых домах <адрес>: - подвальные помещения привести в соответствии с требованиями пункта 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации; - в подвальном помещении трубы системы отопления и ХВС, трубопроводы, задвижки, схему теплового узла привести в соответствии с требованиями пунктов 5.2.16, 5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации; - в подъездах привести автоматы, контактные группы пакетных выключателей, лампы на лестничных площадках, распределительные коробки в соответствии с требованиями пункта 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; - в подъездах часть этажных электрощитков закрыть; в многоквартирных жилых домах <адрес>: - отремонтировать отмостки жилого здания; в многоквартирном доме <адрес>: - на фасаде здания в районе 2-го и 3-го подъездов удалить места выкрашивания кирпичной кладки; в многоквартирном жилом доме <адрес>: - по опускам телевизионных кабелей атмосферные осадки стекают на фасад здания дома и приводят к намоканию кирпичной кладки; в многоквартирном жилом доме <адрес>: - на фасаде здания удалить раскрашивание кирпичной кладки; в многоквартирном жилом доме <адрес>: - отремонтировать цоколь здания. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Светлый город» в местный бюджет МР «Удорский» государственную пошлину в размере 1000 рублей. Составление мотивированного решения отложить до 18 часов 20 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд. Судья А.Н. Жданов Мотивированное решение составлено к 18 часам 20 декабря 2011 го