№ 2-478/11 РЕШЕНИЕ Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Цуркан Л.С., рассмотрев в судебном заседании в селе Кослан 09 ноября 2011 года дело по заявлению Коноваловой Н.И. об оспаривании распоряжения главы сельского поселения «Кослан» от 22 марта 2007 года № 21-р «О постановке на учет общественных колодцев», установил: Коновалова Н.И., обратившись в суд с заявлением, указала, что оспариваемым распоряжением колодец, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на учет как общественный. Полагает, что указанным распоряжением нарушается её право собственности на земельный участок, на котором расположен данный колодец, который был построен её отцом в ДД.ММ.ГГГГ. Никаких согласований по поводу использования колодца с представителями администрации СП «Кослан», и жителями не оформляла, переговоров не вела. Ремонт данного колодца осуществлял её муж и родной отец. Просит признать не законным упомянутое распоряжение в части постановки на учет колодца, расположенного по указанному адресу. Коновалова Н.И. в судебном заседании требования и доводы заявления поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что дом и земельный участок, на котором находится спорный колодец, принадлежат ей на праве собственности, сам колодец, поставленный на учет спорным распоряжением, строил его отец в ДД.ММ.ГГГГ, после строительства колодца им пользовались все соседи. Представитель заинтересованного лица – администрации СП «Кослан» - Мухаметшина Л.А. с заявлением Коноваловой Н.И. не согласилась, полагая, что у администрации СП «Кослан» имелись основания поставить на учет спорный колодец. Площадь земельного участка, на котором он расположен, в нарушение норм действующего законодательства заявителем была занята в большем объеме; при выдаче свидетельства о праве пожизненно наследуемого владения землей, колодец находился на землях сельского поселения. Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми – Селиванова Т.Н. с заявлением Коноваловой Н.И. не согласилась, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ к ним поступала жалоба от жителей села Кослан по факту ограничения доступа к колодцу, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки было установлено, что Коновалова Н.И. самовольно заняла земельный участок площадью <. . .> кв.м., в связи с чем, была привлечена к административной ответственности. Заинтересованное лицо – администрация МР «Удорский», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, представителя в судебное заседание не направило, просили рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела № 2-478/11, суд пришел к следующему. Согласно статьям 254 ч. 1, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Судом установлено, из материалов дела следует, что распоряжением главы сельского поселения «Кослан» от 22 марта 2007 года № 21-р «О постановке на учет общественных колодцев» колодец, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на учет /л.д.16/. На данный колодец заведена инвентарная карточка № /л.д.19-20/. Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует, что Коновалова Н.И. является собственником жилого дома №, расположенного по адресу <адрес>, и земельных участков площадью <. . .> кв.м., и <. . .> кв.м. по данному адресу. Площадь земельного участка совпадает и с данными свидетельств на право пожизненного наследуемого и постоянного владения, выданных на имя ФИО20 (Коноваловой) Н.И., ФИО8, постановления главы администрации Косланского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д. 9-10/. Как следует из технического паспорта, выданного филиалом ГУП «Республиканское Бюро технической инвентаризации» по Удорскому району, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, выкопировки из плана села Кослан, проекта границ земельного участка Коноваловой Н.И., колодец, расположенной возле данного жилого дома, находится частично на земельном участке, принадлежащем Коноваловой Н.И. /л.д. 8, 49, 120, 141/. Рассматривая требование Коноваловой Н.И. о признании распоряжения главы сельского поселения «Кослан» от 22 марта 2007 года № 21-р «О постановке на учет общественных колодцев» незаконным, суд пришел к следующему. В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Как следует из пояснений заявителя, и подтверждено материалами дела об оспариваемом распоряжении она узнала в сентябре 2011 года, при рассмотрении гражданского дела по иску администрации МО СП «Кослан» к Коноваловой Н.И., ФИО2 об обязании вернуть границы земельного участка в первоначальное положение, восстановить колодец за свой счет, не чинить препятствий в пользование колодцем жителям в виде демонтажа изгороди (забора), рассмотренного Удорским судебным участком Республики Коми 30 сентября 2011 года. Таким образом, срок установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Коноваловой Н.И. не пропущен. Статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Частью 3 статьи 34 данного Закона определено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Согласно статье 37 упомянутого Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 43 указанного Закона в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования. Статьей 42 Устава СП «Кослан» установлено, что администрация СП «Кослан» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. В соответствии со статьей 44 подпункта 3 Устава СП «Кослан» администрация поселения организует в границах поселения электро -, тепло -, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Из статьи 39 Устава СП «Кослан» следует, что постановления и распоряжения главы поселения входят в систему муниципальных правовых актов, акты по вопросам организации деятельности администрации поселения и Совета поселения, а также носящий ненормативный характер, издаются в форме распоряжений и постановлений; иные правовые акты главы поселения вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено самим правовым актом (часть 1 подпункт 4, часть 4 абзац 3, часть 5 абзац 2). Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий органа местного самоуправления. На момент подписания распоряжения, действующим главой СП «Кослан» был ФИО9 Организация водоснабжения в пределах границ поселения входит в компетенцию администрации поселения, что согласовывается с п.п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устава СП «Кослан». Доказательств, того, что колодец принадлежит семье Коноваловых, либо построен непосредственно заявителем, её родственниками, судом не добыто, заявителем в судебное заседание не представлено. Между тем, данным колодцем, пользуются жители села, которые проживают рядом от него с ДД.ММ.ГГГГ. Тогда как спорный земельный участок площадью <. . .> кв.м. Коноваловой Н.И., ее умершему брату площадью <. . .> кв.м. был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, что следует из постановления главы администрации Косланского сельского Совета. Иных источников водоснабжения рядом с домами по <адрес> не имеется. Данный факт подтвержден свидетелем ФИО10, которая суду также пояснила, что в 60-е годы, недалеко от дома Коноваловых была обнаружена водоносная жила, спорный колодец был построен людьми, проживающими недалеко от него, его ремонтом также занимались жители села, которые пользовались этим колодцем, в течение 40 лет сама ухаживала и следила за ним, семья Коноваловых никогда не занимались колодцем, по состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ не может следить за колодцем. Судом исследовалось дело Косланского судебного участка № года по иску администрации сельского поселения «Кослан» к Коноваловой Н.И., ФИО2 об обязании вернуть границы земельного участка в первоначальное положение, восстановить колодец за свой счет, не чинить препятствия в пользовании колодцем жителям в виде демонтажа изгороди (забора). Согласно свидетельским показаниям ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО9 спорным колодцем пользовались все жители близлежащих домов, т.к. там в округе нет больше чистой воды. Указанный колодец был построен до проживания в <адрес> Коноваловой и ФИО17, которые никогда не следили и не заботились за колодцем. В ДД.ММ.ГГГГ указанные лица закрыли колодец, с помощью администрации сп.Кослан конфликт был разрешен и, все продолжали пользоваться колодцем. В соответствии с протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, вода подземного источника нецентрализованного водоснабжения (колодца), расположена по адресу <адрес>, соответствует СанПин 2.1.4. 1175-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по микробиологическим показателям /л.д.17-18/. Постановлением об административном правонарушении №-/2006 от ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Удорского района по использованию и охране земель – главным специалистом по Удорскому району территориального (межрайонного) отдела Княжпогостского района управления Роснедвижимости по Республике Коми – ФИО6, гражданка Коновалова Н.И. привлечена к административной ответственности по ст.7.1. части 1 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушении и назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей (за самовольное занятие земельного участка). Штраф исполнен, указанное подтвердила и Коновалова Н.И в судебном заседании. Согласно указанному постановлению Коновалова Н.И самовольно захватила <. . .> кв.м. земельного участка, при имеющихся правоустанавливающих документах на <. . .> кв.м. земли, огорожено забором <. . .> кв.м. Постановлением мирового судьи Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) Коновалова Н.И признана виновной в совершении правонарушения предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 Кодекса РФ об административном правонарушении (невыполнение в установленный срок законного предписания органа осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Сведений об исполнении данного постановления не имеется. Согласно справке администрации муниципального образования сельского поселения «Кослан» от ДД.ММ.ГГГГ направленной главному специалисту Княжпогостского межтерриториального отдела по Удорскому району Управления Роснедвижимости по РК ФИО6 нарушение земельного законодательства Коноваловой Н.И устранено. Площадь земельного участка составляет <. . .> кв.м. Территория общего колодца освобождена и имеется свободный доступ к воде. В настоящее время как следует из схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.63/, его площадь составляет <. . .> кв.м., что значительно превышает площадь участка принадлежащего Коноваловой Н.И. на праве собственности. Как пояснила в судебном заседании представитель администрации сп.Кослан Мухаметшина Л.А., не отрицала и заявитель в суде, в настоящее время колодец засыпан, огорожен глухим забором, пользоваться водой невозможно. В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Оценив доказательства по делу, суд пришел к выводу, что распоряжение главы сельского поселения «Кослан» от 22 марта 2007 года № 21-р «О постановке на учет общественных колодцев» в части постановки на учет колодца, расположенного возле <адрес>, принято в соответствии с законом, в пределах полномочия главы сельского поселения «Кослан», права и свободы заявителя не были нарушены, требования заявления не законны, не обоснованны и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении заявления Коноваловой Н.И. о признании незаконным распоряжения главы сельского поселения «Кослан» от 22 марта 2007 года № 21-р «О постановке на учет общественных колодцев» в части постановки на учет колодца по адресу: <адрес> - отказать. Составление мотивированного решения отложить до 18 часов 14 ноября 2011 года. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд. Судья А.Н. Жданов Мотивированное решение составлено к 18 часам 14 ноября 2011 года.