Дело № 2-474/2011 Решение по иску Смирновой Н.В. к администрации МО ГП `Усогорск` о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий



дело № 2-474/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н. при секретаре Матвеевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 25 ноября 2011 года дело по исковому заявлению Смирновой Н.В. к администрации муниципального образования городского поселения «Усогорск» о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Смирнова Н.В., обратившись в суд с иском, указала, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением администрации МО «Удорский район» № 2 была поставлена на учет для улучшения жилищных условий в льготный список. О том, что она состоит в очереди по улучшению жилищных условий, подтверждают письма администрации п. Усогорск от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Сообщения о том, что она снята с учета по улучшению жилищных условий, не получала. Данные отсутствуют и в книге № 1 учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит восстановить её в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Смирнова Н.В. требования поддержала в полном объеме, суду дополнительно пояснила, что об отказе узнала в ДД.ММ.ГГГГ, когда приходила на прием к главе администрации поселка Усогорск, кто работал главой точно не помнит, в учетном деле увидела решение комиссии об отказе в постановке на учет и уведомление, направленное ей, о принятом решении, в суд с обжалованием решения об отказе не обращалась.

Представитель ответчика – администрации ГП «Усогорск» - Шатилова Ж.Н. с требованиями и доводами искового заявления не согласилась, суду пояснила, что учетное дело на Смирнову Н.В. в администрацию не поступало, в ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет, о чем она узнала в том же году, кроме того, в настоящее время оснований на постановку на учет у истицы в соответствии с действующим жилищным законодательством не имеется.

Представитель третьего лица – администрации МР «Удорский» Алексеенко А.Ю. с заявленными требованиями и доводами искового заявления не согласился, суду пояснил, что учетного дела в администрации МР «Удорский» на Смирнову Н.В. нет, просил применить срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданских дел , суд пришел к следующему.

В соответствии со статьями 27 ч.1, 40, 46 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Каждому гарантируется судебная защита на нарушенное право, в т.ч. и на жилье.

Согласно статьям 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, их жилищные права в целом не могут быть ограничены, граждане имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством; никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 52 частями 3, 7 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Статьей 2 Закона Республики Коми «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» от 06.10.2005 № 100-РЗ, действовавшей до 17 октября 2011 года, предусмотрено, что для постановки на учет гражданин подает по месту жительства в орган местного самоуправления заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону с представлением следующих документов: 1) паспорта или иных документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи (предъявляются лично при подаче заявления); 2) копий документов, подтверждающих родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи (свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении или расторжении брака и другие); 3) решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим для целей предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма; 4) выписки из домовой книги или справки о регистрации по месту жительства о составе семьи и занимаемых жилых помещениях; 5) справок (иных документов) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним: а) о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности гражданина и каждого из членов его семьи; б) о совершении (не совершении) в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, гражданско-правовых сделок гражданином и каждым из членов его семьи в отношении жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и членов его семьи; 6) документов, подтверждающих, что занимаемое гражданином и членами его семьи жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, - для граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации; 7) документов, подтверждающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, - для граждан, указанных в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации; 8) документов, подтверждающих в соответствии с установленным федеральным законодательством перечнем тяжелую форму хронического заболевания гражданина или члена его семьи, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, - для граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 упомянутого Закона снятие с учета граждан осуществляется органом местного самоуправления в порядке и по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ.

Статьей 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В частности к ним относятся: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Перечень таких оснований законодателем установлен исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Таким образом, Законом установлен определенный порядок снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, согласно которому данное решение принимает орган местного самоуправления, решением которого он был поставлен на учет, с обязательным указанием причин в соответствии со статьей 56 частью 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, по которым он снимается с такого учета.

Судом установлено.

Администрация городского поселения «Усогорск» в силу требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, Устава ГП «Усогорск», положения об администрации муниципального образования городского поселения «Усогорск», является исполнительным органом по решению вопросов местного значения поселения.

В силу статьи 14 упомянутого Закона, статьи 8 части 1 абзаца 7 Устава ГП «Усогорск» к вопросам местного значения поселения отнесены в том числе, и отнесено, в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, на основании постановления главы администрации Удорского района от 28 декабря 1999 года № 453 Смирнова Н.В. медицинская сестра терапевтического отделения, поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список первоочередников.

Решением Удорского суда от 30 сентября 2010 года в удовлетворении иска прокурора Удорского района в интересах Смирновой Н.В. к администрации МР «Удорский», администрации ГП «Усогорск» о предоставлении вне очереди по договору социального найма отдельного жилого помещения муниципального жилищного фонда в поселке <адрес> Республики Коми общей площадью не менее 18 кв.м. отказано.

Данным решением суда установлено, что Смирнова Н.В. была поставлена на учет граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в первую очередь по основаниям пункта 35 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № 190 (предоставление в первую очередь жилых помещений в нуждающимся в улучшении жилищных условий врачам и другим медицинским, фармацевтическим работникам лечебно-профилактических и аптечных учреждений системы здравоохранения Российской Федерации).

Упомянутые Правила отменены Указом Главы Республики Коми от 10 июня 2005 года № 76.

Таким образом, основания, по которым Смирнова Н.В. была поставлена на учет утрачены.

К иным категориям граждан, имеющих право на постановку на учет по улучшению жилищных условий, в соответствии с действующим жилищным законодательством истица не относится.

Постановлением руководителя администрации городского поселения «Усогорск» от 24 марта 2006 года Смирновой Н.В., медицинской сестре МУ Удорская ЦРБ, отказано в постановке на учет для получения жилой площади.

Уведомление об отказе в постановке на учет направлено истице ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ и данными журнала исходящей корреспонденции администрации городского поселения «Усогорск» за ДД.ММ.ГГГГг.

Учетное дело на Смирнову Н.В. в администрацию гп. «Усогорск» не передавалось, на учете по улучшению жилищных условий истица не состояла с ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая ходатайство представителя администрации МР «Удорский» о применении срока исковой давности в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд отмечает следующее.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что истица о нарушенном праве узнала в 2006 году. В судебном заседании Смирнова Н.В. подтвердила данный факт, указала, что решение комиссии ранее не обжаловала, уважительных причин пропуска срока исковой давности у нее не имелось.

Таким образом, срок обращения в суд с иском Смирновой Н.В. пропущен.

Оценив все доказательства по делу, суд пришел к выводу, что требования Смирновой Н.В. о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованны, незаконны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Смирновой Н.В. к администрации муниципального образования городского поселения «Усогорск» о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.

Составление мотивированного решения отложить до 18 часов 29 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вынесения с подачей жалобы через Удорский районный суд Республики Коми.

Судья А.Н.Жданов

Мотивированное решение составлено к 18 часам 29 ноября 2011 года.