№ 2-77/12 РЕШЕНИЕ Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Цуркан Л.С., рассмотрев в судебном заседании в селе Кослан 10 января 2012 года дело по заявлению Коноваловой Н.И. об оспаривании распоряжения главы сельского поселения «Кослан» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О постановке на учет общественных колодцев», установил: Коновалова Н.И., обратившись в суд с заявлением, указала, что оспариваемым распоряжением колодец, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на учет как общественный. Полагает, что указанным распоряжением нарушается её право собственности на земельный участок, на котором расположен данный колодец, который был построен её отцом в ДД.ММ.ГГГГ. Никаких согласований по поводу использования колодца с представителями администрации СП «Кослан», и жителями не оформляла, переговоров не вела. Ремонт данного колодца осуществлял её муж и родной отец. Просит признать не законным упомянутое распоряжение в части постановки на учет колодца, расположенного по указанному адресу. Коновалова Н.И. в судебном заседании требования и доводы заявления поддержала в полном объеме, дом и земельный участок, на котором находится спорный колодец, принадлежат ей на праве собственности, сам колодец, поставленный на учет спорным распоряжением, строил её отец в ДД.ММ.ГГГГ, после строительства колодца им пользовались все соседи. Представитель заинтересованного лица – администрации СП «Кослан» - Мухаметшина Л.А. с заявлением Коноваловой Н.И. не согласилась, полагая, что у администрации СП «Кослан» имелись основания поставить на учет спорный колодец. Площадь земельного участка, на котором он расположен, в нарушение норм действующего законодательства заявителем была занята в большем объеме; при выдаче свидетельства о праве пожизненно наследуемого владения землей, колодец находился на землях сельского поселения, далеко от земельного участка, принадлежащего Коноваловой Н.И., спорный земельный участок для установки спорного колодца для муниципальных нужд в установленном порядке не изымался, денежные средства на его постройку не выделялись, при издании спорного распоряжения, мнение заявителя не учитывалось. Заинтересованные лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, администрация МР «Удорский», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание представителей не направили. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела № 2-77/12, суд пришел к следующему. Согласно статьям 254 ч. 1, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу пункта 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Судом установлено, из материалов дела следует, что распоряжением главы сельского поселения «Кослан» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О постановке на учет общественных колодцев» колодец, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на учет /л.д.16/. На данный колодец заведена инвентарная карточка № /л.д.19-20/. Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует, что Коновалова Н.И. является собственником жилого <адрес>, расположенного по адресу <адрес>, и земельных участков площадью № кв.м., и <данные изъяты> кв.м. по данному адресу. Площадь земельного участка совпадает и с данными свидетельств на право пожизненного наследуемого и постоянного владения, выданных на имя Афанасьевой (Коноваловой) Н.И., Коновалова А.И., постановления главы администрации Косланского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д. 9-10/. Как следует из технического паспорта, выданного филиалом ГУП «Республиканское Бюро технической инвентаризации» по <адрес>, на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, выкопировки из плана села Кослан, проекта границ земельного участка Коноваловой Н.И., колодец, расположенной возле данного жилого дома, находится частично на земельном участке, принадлежащем Коноваловой Н.И. /л.д. 8, 49, 120, 141/. Рассматривая требование Коноваловой Н.И. о признании распоряжения главы сельского поселения «Кослан» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О постановке на учет общественных колодцев» незаконным, суд пришел к следующему. В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Как следует из пояснений заявителя, и подтверждено материалами дела об оспариваемом распоряжении она узнала в сентябре 2011 года, при рассмотрении гражданского дела по иску администрации МО СП «Кослан» к Коноваловой Н.И., ФИО8 об обязании вернуть границы земельного участк4а в первоначальное положение, восстановить колодец за свой счет, не чинить препятствий в пользование колодцем жителям в виде демонтажа изгороди (забора), рассмотренного Удорским судебным участком Республики Коми 30 сентября 2011 года. Таким образом, срок установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Коноваловой Н.И. не пропущен. Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Частью 3 статьи 34 данного Закона определено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Согласно статье 37 упомянутого Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 43 указанного Закона в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования. Статьей 42 Устава СП «Кослан» установлено, что администрация СП «Кослан» является постоянно действующим исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. В соответствии со статьей 44 подпункту 3 Устава СП «Кослан» администрация поселения организует в границах поселения электро -, тепло -, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Из статьи 39 Устава СП «Кослан» следует, что постановления и распоряжения главы поселения входят в систему муниципальных правовых актов, акты по вопросам организации деятельности администрации поселения и Совета поселения, а также носящий ненормативный характер, издаются в форме распоряжений и постановлений; иные правовые акты главы поселения вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено самим правовым актом (часть 1 подпункт 4, часть 4 абзац 3, часть 5 абзац 2). Таким образом, реализация полномочия органа местного самоуправления поселения в части организации водоснабжения населения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должна осуществляться с учетом положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято с нарушением норм действующего законодательства. Организация водоснабжения в пределах границ поселения входит в компетенцию администрации поселения, что согласовывается с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устава СП «Кослан». Согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ исполкома <адрес> (сельского) Совета депутатов трудящихся выделен земельный участок площадью 600 кв.м. ФИО2 с северной стороны дома ФИО9, в местечке старый парк. Как установлено судом, спорным колодцем, пользуются жители села, которые проживают недалеко от него с 1960 года. Однако, в спорном распоряжении органа местного самоуправления поселения, основания постановки на учет колодца как общественного, не указано. Доказательств выделения земельного участка по строительство спорного колодца как общественного, об изъятии земельного участка для общественных нужд, а также о применении частного сервитута, судом не добыто, заинтересованными лицами не представлено. Поскольку колодец, поставленный на учет как общественный, фактически находится на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Коноваловой Н.И., согласование с заявителем, на использование данного колодца как общественного, не проводилось. Данное обстоятельство не отрицалось и представителем заинтересованного лица. При этом факт постройки спорного колодца не семьей Коноваловых не ограничивает и не отменяет право заявителя на весь земельный участок принадлежащий ему на праве личной собственности. В соответствии с частью 3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Оценив доказательства по делу, суд пришел к выводу, что распоряжение главы сельского поселения «Кослан» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О постановке на учет общественных колодцев» в части постановки на учет колодца, расположенного возле <адрес>, незаконно. Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Заявление Коноваловой Н.И. удовлетворить. Признать распоряжение главы сельского поселения «Кослан» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О постановке на учет общественных колодцев» в части постановки на учет колодца как общественного, расположенного возле <адрес> Республики Коми – незаконным. Составление мотивированного решения отложить до 16 часов 13 января 2012 года. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд. Судья А.Н. Жданов Мотивированное решение составлено к 16 часам 13 января 2012 года