Дело № 2-39/2011 Решение по иску Калинина И.А. к ГУ УПФР в Удорском районе о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить указанную пенсию со дня обращения, взыскании судебных расходов



дело № 2-39/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Кослан 10 февраля 2011 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Пикулёвой Н.В.,

при секретаре Скуратовой Г.А.,

с участием:

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Удорском районе Чистякова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 10 февраля 2011 года гражданское дело по иску Калинина И.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в Удорском районе о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить указанную пенсию со дня обращения, взыскании судебных расходов,

установил:

Калинин И.А. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получал пенсию по потере кормильца. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с поступлением на очное обучение в Ивановский институт ГПС МЧС России. Решением ГУ УПФР в Удорском районе от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по случаю потери кормильца истицу было отказано. Считая отказ незаконным, Калинин И.А. просит признать решение ГУ УПФР в Удорском районе от ДД.ММ.ГГГГ не законным, взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины.

Истец и его представитель Калинина Л.В., уведомленные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явились, представитель истца просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Калинина Л.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ требования иска уточнила, просила суд признать за Калининым И.А. право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить истцу указанную пенсию со дня обращения – ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Представитель ответчика ГУ УПФР в Удорском районе Чистяков А.А., действующий по доверенности, с исковыми требованиями не согласился, просил суд оставить заявленные требования без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, отказное пенсионное дело истца № 36/2010, суд пришел к следующему.

Калинин И.А., <данные изъяты>, после смерти своего отца – ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца до завершения обучения ДД.ММ.ГГГГ в Сыктывкарском педагогическом колледже № 1 им. И.А. Куратова.

В настоящее время истец обучается на первом курсе очного отделения Ивановского института ГПС МЧС России, зачислен приказом по институту от ДД.ММ.ГГГГ .

После зачисления в институт Калинину И.А. присвоено специальное звание «рядовой внутренней службы».

В связи с поступлением в указанный институт Калинин И.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФР в Удорском районе с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца до достижения им возраста 23 лет в соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением ГУ УПФР в Удорском районе от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по случаю потери кормильца Калинину И.А. отказано.

Основанием отказа явилось отсутствие оснований для назначения пенсии, поскольку Калинин И.А. обучается в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, является военнослужащим, находящимся на полном государственном обеспечении.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Согласно пункту 1 статьи 1088 Гражданского кодекса РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

В силу пункта 2 указанной статьи вред возмещается учащимся старше восемнадцати лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет.

Таким образом, действие данной правовой нормы распространяется на граждан, имеющих статус учащихся.

В Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» содержатся нормы, аналогичные нормам Гражданского кодекса РФ.

Пунктом 3 статьи 7 данного Федерального закона предусмотрено, что право на обеспечение по страхованию в связи со смертью застрахованного имеют учащиеся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.

Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 10 апреля 2001 года N 5-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П) определено, что военными, а также сотрудниками аналогичных служб право на труд реализуется посредством прохождения ими военной и аналогичной службы и данный вид службы представляет собой разновидность трудовой деятельности.

Согласно пункту 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 26.12.2002 N 17-П, военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции РФ - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении ими службы.

Согласно Уставу Ивановского института ГПС МЧС России институт является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования государственной пожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Обучение в институте курсантов (слушателей) за счет средств федерального бюджета осуществляется при условии заключения ими контракта с комплектующими органами МЧС России о направлении их на учебу. Курсантом является лицо рядового или младшего начальствующего состава, зачисленное в институт на очную форму обучения. Курсанты относятся к переменному личному составу института, им выдается служебное удостоверение сотрудника ГПС МЧС России, пользуются социальными льготами и гарантиями, установленными законодательством РФ и МЧС России. Курсантам, успешно завершившим четвертый курс обучения, приказом Министра МЧС РФ присваивается специальное звание «младший лейтенант внутренней службы», а после окончания института – «лейтенант внутренней службы» (п.п. 1, 13, 81, 82, 89, 90, 96 Устава).

Порядок прохождения службы сотрудниками УИС регламентирован инструкцией «О порядке применения положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах УИС», утвержденной Приказом Минюста РФ от 06.06.2005 N 76.

Согласно представленным Ивановским институтом ГПС МЧС России справкам рядовой внутренней службы Калинин И.А. с ДД.ММ.ГГГГ обеспечен вещевым довольствием по установленным нормам. С указанной даты Калинин И.А. находится на государственном обеспечении, общий заработок (денежное довольствие и питание) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил в размере СУММА-1 рублей.

Таким образом, Калинин И.А. обучается в специализированном высшем учебном заведении, имеет специальное звание, относится к военнослужащим, находится на полном государственном обеспечении, получает дополнительное денежное содержание. Следовательно, истец не является нетрудоспособным членом семьи умершего.

В период обучения в Ивановском институте ГПС МЧС России Калинин И.А. является сотрудником органов МЧС, поэтому пенсия по правилам статьи 9 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не назначается и не выплачивается.

При указанных обстоятельствах оснований для назначения Калинину И.А. пенсии по случаю потери кормильца у ответчика не имелось.

Суд также не находит правовых оснований для признания за Калининым И.А. права на назначение пенсии по случаю потери кормильца и обязании ответчика назначить указанную пенсию со дня обращения истца в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Удорском районе.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая, что оснований для удовлетворения иска Калинина И.А. не имеется, государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска взысканию с ответчика не подлежит.

Между тем, Калинин И.А. обратившийся в суд с двумя требованиями неимущественного характера должен был уплатить государственную пошлину в размере СУММА-2 рублей. В связи с уплатой госпошлины в размере СУММА-3 рублей, оставшаяся СУММА-4 рублей подлежит взысканию с Калинина И.А.

Оценив все обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что иск Калинина И.А. не основан на законе, не обоснован и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Калинина И.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в Удорском районе о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить указанную пенсию со дня обращения, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Взыскать с Калинина И.А. государственную пошлину в местный бюджет МО МР «Удорский» в размере СУММА-4 рублей.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Удорский районный суд Республики Коми.

Судья подпись Н.В. Пикулёва