дело № 2-130/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н. при секретаре Цуркан Л.С. с участием помощника прокурора Колесникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 13 апреля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, установил: Прокурор, обратившись в суд, указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что администрацией МР «Удорский» допускаются его нарушения. Ответчик является собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, в котором расположено ряд организаций и учреждений, судебные участки, необходимые для инвалидов, использующих для передвижения кресла – коляски. Однако, вход для них невозможен, поскольку крыльцо центрального входа в здание не оборудовано пандусами и поручнями. Просит обязать администрацию МР «Удорский» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание, расположенное по адресу: <адрес>, в т.ч. оборудовать пандусом и поручнями крыльцо центрального входа в здание. В судебном заседании прокурор доводы и требования заявления поддержал. Представитель администрации МР «Удорский» ФИО3 по доверенности с требованиями и доводами искового заявления не согласился, полагая, что федеральным и законодателем субъекта не утвержден перечень объектов социальной инфраструктуры, для которых обязательно выполнение требований по обеспечению доступности инвалидов, реконструкция административного здания не производилась, в связи с чем, требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не нарушены, требование прокурора об оборудовании пандусом и поручнями является предположительным выводом, не оговоренным в Федеральном законе, не требующего обязательность установки пандуса на объекте социальной инфраструктуры. Выслушав представителя ответчика, прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела № 2-130/11, суд пришел к следующему. В силу статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181 – ФЗ (в ред. от 31.12.2005 г.) правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно – правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа в том числе к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что основными принципами законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов являются, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по социальному обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» от 07.12.1996 года № 1449 Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству связи Российской Федерации совместно с Министерством строительства Российской Федерации и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации было указано утвердить в установленном порядке в 1997 году нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи и общественного пассажирского транспорта. Этим же постановлением Правительство Российской Федерации указало, что осуществлять в приоритетном порядке финансирование мероприятий по приспособлению находящихся в федеральной собственности объектов социальной и производственной инфраструктуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов, разработке и внедрению в производство модификаций средств общественного пассажирского транспорта, связи и информации, предназначенных для обслуживания инвалидов, в соответствии с федеральными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Таким образом, законодатель возлагает на органы местного самоуправления обязанность обеспечивать доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Уставом МО МР «Удорский» (статья 35) определено, что администрация муниципального района «Удорский» является постоянно действующим исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Как следует из материалов дела, административное здание, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью муниципального района «Удорский». В здание по указанному адресу, как усматривается из сведений отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МР «Удорский», пользователями нежилых помещений являются Коми республиканское общество охотников и рыболовов, Управление по обеспечению деятельности мировых судей, архив администрации МР «Удорский», Двинско – Печорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (справка от ДД.ММ.ГГГГ №). Крыльцо центрального входа в здание, в котором расположены данные учреждения и организации, посещение в которых необходимо для удовлетворения потребностей инвалидов, не оборудовано поручнями и пандусом, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями представителя ответчика. Указанное обстоятельство препятствует доступу в здание инвалидов, ограниченных в движении. С учетом доказанного в судебном заседании при рассмотрении дела, факта отсутствия доступности инвалидам в здание по адресу: <адрес>, суд пришел к выводу, что для обеспечения указанного доступа, администрация МР «Удорский» обязана оборудовать центральный вход в здание, поручнями и пандусами. Доводы представителя ответчика о том, что федеральным и законодателем субъекта не утвержден перечень объектов социальной инфраструктуры, для которых обязательно выполнение требований по обеспечению доступности инвалидов, реконструкция административного здания не производилась, в связи с чем, требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не нарушены, нормы Федерального закона, обязательно не требуют установки пандуса на объекте социальной инфраструктуры, суд находит не состоятельными, поскольку в силу федерального закона любое учреждение, организация, судебные органы, посещаемые физическими лицами, в том числе и инвалидами, относятся к объектам социальной инфраструктуры, соответственно, их доступ должен быть обеспечен и инвалидам. Кроме того, одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"). При таких обстоятельствах, администрация муниципального образования муниципального района «Удорский» обязана обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание, расположенное по адресу: <адрес>. Оценив доказательства по делу, суд пришел к выводу, что требования прокурора обоснованны, законны, подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Иск прокурора Удорского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Удорский» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание, расположенном по адресу: <адрес>, оборудовав крыльцо центрального входа в здание пандусом и поручнями. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Удорский районный суд. Судья А.Н. Жданов