Решение по жалобе по делу об административном правонарушении



дело № 12-2/2012

Р Е Ш Е Н И Е

с. Кослан 24 января 2012 года

Судья Удорского районного суда Республики Коми Фищев Д.А.,

при секретаре Матвеевой Г.А.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кузьмина М.И.,

помощника прокурора Удорского района Колесникова И.В.,

в присутствии государственного инспектора по пожарному надзору ОНД Удорского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Смоляр А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузьмина М.И. на постановление государственного инспектора по пожарному надзору ОНД Удорского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Смоляр А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора по пожарному надзору ОНД Удорского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ

Кузьмин М.И., <данные изъяты>, гражданин РФ, <данные изъяты> проживающий по адресу: <адрес>, к административной ответственности не привлекавшийся,

признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

Обратившись в суд с жалобой, Кузьмин М.И. просил об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указывая, что инкриминированные ему нарушения требований пожарной безопасности не основаны на законе и не доказаны.

В судебном заседании Кузьмин М.И. требование жалобы и доводы в ее обоснование полностью поддержал.

Прокурор с доводами жалобы не согласился, возражал против ее удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производству по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, определяющие специальные условия социального и (или) технического характера в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены, в том числе, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313; Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315; Нормами пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (НПБ 88-2001), утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 № 31.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Удорского района Колесниковым И.В. совместно с государственным инспектором по пожарному надзору Смоляр А.Д. проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации зданий вахтового поселка <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> (зданий мобильных контейнерного типа (вагонов-домов) и балков), в ходе которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1)            на территории вахтового поселка не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, чем нарушен пункт 114 ППБ 01-03;

2)            в здании балка мастера эксплуатируются две отопительные печи с дымовыми трубами, устье которых расположено на расстоянии менее 500 мм. над коньком кровли, чем нарушены пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.6.12 СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;

3)            общежитие № 2 (все общежития, указанное и далее, рассчитаны на 8 человек, относятся к зданиям мобильным контейнерного типа (вагон-дом) не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется не менее двух пятилитровых огнетушителей, в наличии - два двухлитровых), чем нарушены пункт 108, приложение 3 пункт 7 ППБ 01-03;

4)            балок мастера не доукомплектован первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется не менее двух пятилитровых огнетушителей, в наличии - один двухлитровый), чем нарушены пункт 108, приложение 3 пункты 7, 8 ППБ 01-03;

5)            в прихожей балка мастера допускается эксплуатация неисправного выключателя с разбитым корпусом, чем нарушен пункт 60 ППБ 01-03;

6)            общежитие № 5 не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется не менее двух огнетушителей, в наличии - один исправный четырехлитровый огнетушитель), чем нарушены п. 108, приложение 3 пункт 7 ППБ 01-03;

7)            в общежитии № 5 допускается эксплуатация электросветильника со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренным конструкцией светильника, чем нарушен пункт 60 ППБ 01-03;

8)            балок повара не доукомплектован первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется не менее двух пятилитровых огнетушителей, в наличии - один двухлитровый), чем нарушены пункт 108, приложение 3 пункты 7, 8 ППБ 01-03;

9)            в балке повара допускается эксплуатация самодельного удлинителя, выполненного из двойной электророзетки, предназначенной для крепления на стене и электрошнура, чем нарушены абзацы 1, 2 пункта 60 ППБ 01-03;

10)        общежитие № 3 не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется не менее двух пятилитровых огнетушителей, в наличии - один двухлитровый и один четырехлитровый огнетушители), чем нарушены пункт 108, приложение 3 пункты 7, 8 ППБ 01-03;

11)        столовая (вагон-дом) не доукомплектована первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется не менее двух пятилитровых огнетушителей, в наличии - один двухлитровый огнетушитель), чем нарушены пункт 108, приложение 3 пункты 7, 8 ППБ 01-03;

12)        в столовой допускается эксплуатация самодельного удлинителя, выполненного из двойной электророзетки, предназначенной для крепления на стене и электрошнура, чем нарушены абзацы 1,2 пункта 60 ППБ 01-03;

13)        здание сауны (вагон-дом) не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется не менее двух пятилитровых огнетушителей, в наличии - один двухлитровый огнетушитель), чем нарушены пункт 108, приложение 3 пункты 7, 8 ППБ 01-03;

14)        в здании сауны (вагон-дом) допускается эксплуатация электрической каменки ВС-45 в условиях, не соответствующих требованиям инструкции организации – изготовителя: каменка установлена на двух кирпичах на расстоянии менее 80 см. от пола, чем нарушены абзацы 1, 2 пункта 60 ППБ 01-03;

15)        общежитие № 4 не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется не менее двух пятилитровых огнетушителей, в наличии - два двухлитровых), чем нарушены пункт 108, приложение 3 пункты 7, 8 ППБ 01-03;

16)        здание дизельной электростанции (деревянный сарай) не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется один десятилитровый огнетушитель, в наличии - один четырехлитровый огнетушитель, второй четырехлитровый огнетушитель находится в неисправном состоянии – отсутствуют гибкий шланг с распылителем), чем нарушены пункт 108, приложение 3 пункты 7, 17 ППБ 01-03;

17)        здание склада ГСМ не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения – огнетушителями согласно нормам (требуется один десятилитровый огнетушитель, в наличии - один пятилитровый огнетушитель), чем нарушены пункт 108, приложение 3 пункт 7 ППБ 01-03;

18)        в здании склада ГСМ допущена установка штепсельных розеток, чем нарушен пункт 508 ППБ 01-03;

19)        в производственном помещении для изготовления дорожных плит в электрощите установлен неисправный автоматический выключатель, не имеющий защитного корпуса, чем нарушены абзацы 1, 2, 3 пункта 60 ППБ 01-03;

20)        в производственном помещении для изготовления дорожных плит допускается подключение электрооборудования к электрощиту электрокабелем с поврежденной, протертой изоляцией, чем нарушены пункт 57, абзацы 1, 2 пункта 60 ППБ 01-03;

21)        в общежитиях № 2, 4, а также в балке повара в защищаемых помещениях зданий допущена установка по одному пожарному извещателю, тогда как требуется установка не менее двух пожарных извещателей в каждом помещении, чем нарушены пункты 3, 98 ППБ 01-03, пункты 1, 4, 14, таблица 1 пункт 6.1 НПБ 110-03, пункт 12.16 НПБ 88-2001;

22)        в здании балка мастера снят пожарный извещатель, тогда как требуется установка не менее 2 пожарных извещателей в каждом помещении, чем нарушены пункты 3, 98 ППБ 01-03, пункты 1, 4, 14, таблица 1 пункт 6.1 НПБ 110-03, пункт 12.16 НПБ 88-2001;

23)        в общежитии № 5 в защищаемых помещениях зданий снят пожарный извещатель (в тамбуре), тогда как требуется установка не менее 2 пожарных извещателей в каждом помещении, чем нарушены пункты 3, 98 ППБ 01-03, пункты 1, 4, 14, таблица 1 пункт 6.1 НПБ 110-03, пункт 12.16 НПБ 88-2001;

24)        здание дизельной электростанции с приводом генератора от двигателя, работающего на жидком топливе, не оборудовано автоматической установкой пожаротушения, чем нарушены пункт 3 ППБ 01-03, пункт 11 таблицы 3 НПБ 110-03;

25)        в зданиях общежитий № 2, 3, 4, 5 и здании столовой (вагон-дом) в помещениях прихожих на пути эвакуации, ведущем из смежных помещений непосредственно на улицу, допущено применение горючих материалов для облицовки стен и потолков (пластиковых декоративных панелей и декоративных панелей МДФ), чем нарушены нормы абзацев 1, 5 пункта 53 ППБ 01-03.

По фактам нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, перечисленных выше в пунктах № 1-2, <данные изъяты> Кузьмин М.И. органом государственного пожарного надзора признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

За нарушение требований законодательства о пожарной безопасности перечисленных выше в пунктах № 3-20 Кузьмин М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

По фактам нарушения требований законодательства о пожарной безопасности перечисленных выше в пунктах № 21-25 Кузьмин М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Судом установлено, что Кузьмин М.И. занимает должность <данные изъяты> в соответствии со своей должностной инструкции относится к категории руководителей, обязан осуществлять руководство и организацию производственно-хозяйственной деятельности участка, наделен организационно-распорядительными и административно – хозяйственными функциями, следовательно, является должностным лицом (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Согласно положениям статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Нарушения требований пожарной безопасности, перечисленные выше в пунктах № 1-20, 22-24, подтверждены актом проверки от 06.12.2011, паспортами зданий мобильных контейнерного типа (вагон-дом), письменным объяснением Кузьмина М.И. от 12.12.2011, объяснениями Кузьмина М.И. и представителя административного органа Смоляр А.Д. в судебном заседании. Суд находит данные нарушения основанными на законе и доказанными.

Исключению из объема инкриминированных Кузьмину М.И. административных правонарушений подлежат ссылки на норму пункта 8 приложения 3 ППБ 01-03 по фактам указанных выше нарушений № 4, 8, 10, 13, 15, а также нарушения под № 21 и 25, в связи с неправильным применением норм материального права административным органом.

Согласно ГОСТУ 22853-86 «Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия», мобильные (инвентарные) здания контейнерного типа подразделяются на жилые, общественные, вспомогательные, производственные и складские (пункты 2.1.11-2.1.12 ГОСТА). Здания общежитий, балка мастера и балка повара, предназначенные для проживания вахтовых рабочих, не относятся к категории общественных, следовательно, требования пункта 8 приложения 3 ППБ 01-03 о необходимости наличия не менее двух огнетушителей в зданиях на них не распространяются. Здания допускает оборудовать двумя огнетушителями вместимостью огнетушащего вещества по 5 литров, либо одним огнетушителем, который при этом должен иметь вместимость огнетушащего вещества 10 литров, что не было соблюдено (пункт 7 приложения 3 ППБ 01-03).

По фактам нарушений под № 21, 25 в судебном заседании установлено следующее.

Общежития № 2, 4, оборудованы тремя исправными автономными пожарными извещателями каждый – по одному в каждом спальном помещении и в тамбуре (прихожей), балок повара – 1 исправным автономным пожарным извещателем. Данное обстоятельство подтверждено объяснениями привлеченного к административной ответственности должностного лица, представителя административного органа и прокурором.

Вступившим в силу 30.04.2009 Федеральным законом № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (статья 1 Закона).

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона (статья 151 Закона).

В соответствии со статьей 54 «Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» Федерального закона № 123-ФЗ разработан СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в соответствии со статьей 89 «Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам» этого же Закона - СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175).

Таким образом, положения Сводов правил 1.13130.2009, 5.13130.2009, введенных в действие с 01.05.2009, необходимо учитывать при применении положений ППБ 01-03, НПБ 110-03, НПБ 88-2001.

Согласно пункту 13.11.1. Свода правил 5.13130.2009, автономные пожарные извещатели при применении их в квартирах и общежитиях следует устанавливать по одному в каждом помещении, если площадь помещения не превышает площадь, контролируемую одним пожарным извещателем в соответствии с требованиями настоящего свода правил.

Доказательств тому, что площадь спальных помещений и тамбуров (прихожих) зданий мобильных контейнерного типа (общежития № 2, 4), а также балка повара превышают площадь, контролируемую одним пожарным извещателем, суду не представлено, не добыто таких доказательств и судом.

С учетом изложенного в этой части нарушений законодательства о пожарной безопасности не установлено.

Пунктом 4.3.2. Свода правил 1.13130.2009 определены требования к пожарной опасности материалов, применяемых на путях эвакуации для отделки стен, потолков, покрытий пола в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3. Не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем указанные в этом пункте Свода правил.

Согласно паспортам зданий мобильных контейнерного типа, общежития № 2, 3, 4, 5, и столовая относятся к зданиям III степени огнестойкости, их внутренняя обшивка и отделка выполнена из материалов, разрешенных к применению органами Ростехнадзора.

Каких-либо фактических данных о том, к какому классу пожарной опасности относятся материалы, примененные для внутренней отделки тамбуров (прихожих) перечисленных выше мобильных зданий, имеют ли они более высокую пожарную опасность, чем предусмотрено п. 4.3.2 СП 1.13130.2009, суду также не представлено. В ходе совместной проверки административного органа и прокурора этот вопрос не исследовался.

При таких обстоятельствах вменение в вину Кузьмина М.И. нарушения требований абзацев 1, 5 пункта 53 ППБ 01-03 нельзя признать обоснованным.

Оценив в совокупности все обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что ненадлежащее исполнение Кузьминым М.И. служебных обязанностей по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности <данные изъяты> правильно квалифицированы должностным лицом административного органа, как совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (по фактам нарушений №1-2), частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ (по фактам нарушений № 3-20), и частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ (по фактам нарушений № 24).

Вина Кузьмина М.И. в совершении указанных административных правонарушений установлена должностным лицом административного органа в ходе всестороннего, полного и объективного разбирательства, и нашла свое полное подтверждение в судебном заседании.

Постановление о привлечении Кузьмина М.И. к административной ответственности вынесено должностным лицом административного органа в рамках определенной ему компетенции (статья 23.34 КоАП РФ), и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Административное наказание назначено с учетом характера совершенных правонарушений, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, и с соблюдением требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

При исключении судом отдельных нарушений законодательства о пожарной безопасности из объема инкриминированных Кузьмину М.И. административных правонарушений, назначенное ему административное наказание снижено быть не может, поскольку по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ определено минимальным пределом санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу Кузьмина М.И. оставить без удовлетворения, постановление государственного инспектора по пожарному надзору ОНД Удорского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от 12.12.2011 в отношении Кузьмина М.И. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ, – без изменения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения или получения постановления с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья - Д.А. Фищев