о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2010 года Удомельский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Камнева А.Н., при секретаре Дзюба Л.А, с участием представителя истцов Москалева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Удомля гражданское дело по иску Высоцкой Аллы Павловны, Ложкина Алексея Ивановича и Ложкиной Ольги Алексеевны к Комитету по управлению имуществом Тверской области и Администрации Удомельского района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Высоцкая Алла Павловна, Ложкин Алексей Иванович и Ложкина Ольга Алексеевна обратились в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Тверской области и Администрации Удомельского района о признании права собственности на квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в ... в порядке приватизации.

В обоснование доводов указали, что они проживают в указанной квартире, предоставленной им в феврале 1997 года от ФИО4. На основании постановления Главы Администрации г. Удомли № 80 от 10.02.1997 им выдан ордер Номер обезличен от Дата обезличена1997 на указанную квартиру, как на служебное жилое помещение.

Данная квартира являлась собственностью ФИО9 на основании договора мены от Дата обезличена1996. При выделении ФИО9 для ФИО4 жилой площади на совместном заседании администрации и профкома ФИО4 от Дата обезличена1997 постановили вышеуказанную квартиру предоставить работнику ФИО4 Высоцкой А.П. для проживания и считать данную квартиру служебной.

Решением жилищно-бытовой комиссии от Дата обезличена1997 ФИО2 квартире был присвоен статус служебной ФИО4 и она была выделена ей, Высоцкой А.П., для проживания как работнику ФИО4.

Постановлением Губернатора Тверской области № 551 от 30.06.1999 ФИО9 было реорганизовано, в результате его разделения создано ФИО4. В декабре 2008 года ФИО4 было ликвидировано в результате банкротства на основании решения суда, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Номер обезличен по ... была сделана запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

Они, истцы, проживая в этой квартире с февраля 1997 года по настоящее время, добросовестно исполняют свои обязанности по уплате коммунальных и иных платежей, поддерживают квартиру в надлежащем состоянии, соблюдают правила пользования и содержания жилых помещений, намерены приватизировать ее в свою собственность.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, что предусмотрено ст. 11 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 4 названного Закона, служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Однако собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решение о приватизации служебных жилых помещений.

Предприятие, предоставившее им квартиру - ФИО4, ликвидировано в результате банкротства. Ввиду отсутствия собственника данной квартиры они не могут обратиться с просьбой о выдаче им разрешения на приватизацию квартиры, полученную от ФИО4, то есть, они фактически не могут воспользоваться своим правом на приватизацию, предоставленную законом.

В связи с тем, что ФИО4 исключено из реестра юридических лиц согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, серия Номер обезличен № Номер обезличен от Дата обезличена.2008, и, соответственно, оно утратило право выдавать разрешения на приватизацию в связи ликвидацией на основании решения Арбитражного суда.

На их обращение Территориальное управление Росимущества по ... предоставило ответ о том, что в информационной базе федерального имущества сведения о квартире Номер обезличен в жилом доме, расположенном по адресу: ..., ..., ..., ... - отсутствуют.

Комитет по управлению имуществом Тверской области им предоставил выписку из реестра о том, что объект недвижимого имущества - квартира Номер обезличен в жилом доме Номер обезличен, расположенная по адресу: ..., ..., ..., в реестре государственного имущества ... не значится.

Администрацией Удомельского района Тверской области выдана справка о том, что указанная квартира не является муниципальной собственностью ... и не включена в Перечень предприятий и имущества, находящегося в муниципальной собственности ... и ... ....

В соответствии с выданным Уведомлением из ЕГРП ... отделом Управления Федеральной регистрационной службы по ... № Номер обезличен от Дата обезличена2010, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: квартира, адрес: ..., ..., ..., ..., ... отсутствуют.

Истцы считают, что они имеют право на приобретение в собственность вышеуказанной квартиры в порядке приватизации по следующим основаниям:

На момент предоставления им квартиры действовал Жилищный кодекс РСФСР. Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов.

По данной квартире такое решение не принималось. Администрация Удомельского района лишь утвердила решение жилищно-бытовой комиссии о распределении спорной квартиры как служебной.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

После принятия решения Администрацией Удомельского района о включении жилой площади в число служебной квартира должна была быть зарегистрирована в качестве служебной в органах государственной регистрации недвижимости. Однако этого сделано не было. Доказательства включения квартиры в число служебных в установленном порядке отсутствуют.

Выданный ордер на служебное жилое помещение является основанием для вселения, но не документом, определяющим правовой статус жилого помещения.

Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях, в частности, в Постановлениях № 25-П от 03.11.1998, № 13-П от 24.10.2000, излагал правовую позицию о том, что суды не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, а должны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая ст. 46 Конституции РФ, судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

В данном случае, исходя из практики и перспектив целевого использования квартиры, в настоящее время статус вышеуказанной квартиры как служебной приобрел формальный характер.

С учетом изложенного следует признать, что перспектива использования жилого смещения как служебного, утрачена. Они, истцы, не могут быть выселены из квартиры.

Проживая в квартире, они оплачивают жилищно - коммунальные услуги как наниматели по договору социального найма.

Свое право на приватизацию они не могут реализовать по не зависящим от них обстоятельствам, поэтому просят признать за ними право на приватизацию квартиры Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в ... области и право равнодолевой собственности на эту квартиру.

В судебном заседании представитель истцов Москалев В.В. требования истцов поддержал, сообщил, что значащийся в ордере в качестве члена семьи Ложкин В.А. в квартире никогда не был зарегистрирован (прописан) и не проживал, он имеет свою квартиру.

Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Следует рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, суд находит, что требования истцов подлежат удовлетворению.

Статья 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г., 11 июня 2008 г.) под приватизацией жилых помещений понимает бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со статьей 2 названного закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 4 названного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. (с изменениями от 18 января 1985 г., 29 августа 1986 г., 7 июля 1987 г., 18 ноября, 19 декабря 1988 г., 22 июня 1989 г., 6 июля 1991 г., 27 января, 22 августа 1995 г., 28 марта 1998 г., 17 апреля 2001 г., 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г., 20 июля 2004 г.), служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Квартира являлась собственностью ФИО9 на основании договора мены от Дата обезличена1996. При выделении ФИО9 для ФИО4 жилой площади на совместном заседании администрации и профкома ФИО4 от Дата обезличена1997 постановили вышеуказанную квартиру предоставить работнику ФИО4 Высоцкой А.П. для проживания и считать данную квартиру служебной.

Достаточных доказательств о том, что квартира является служебной, не имеется. Отсутствуют доказательства включения спорной квартиры в число служебных в установленном порядке.

Постановлением Губернатора Тверской области Номер обезличен от Дата обезличена1999 ФИО9 было реорганизовано, в результате его разделения создано ФИО4. В Дата обезличена 2008 года ФИО4 было ликвидировано в результате банкротства.

В соответствии со ст. 18 закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с пунктом 5 ст. 132 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля 2009 г.) жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

Таким образом, пункт 5 указанной статьи закона устанавливает последствия невозможности продажи социально значимых объектов. Такие же последствия наступают и для жилищного фонда социального использования (квартиры в котором подлежат передаче на условиях договора социального, а не коммерческого найма). Названный жилищный фонд в отличие от социально значимых объектов к продаже по конкурсу, даже с какими бы то ни было условиями, не предлагается. И жилищный фонд, и не проданные социально значимые объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования в лице органов местного самоуправления; при этом конкурсный управляющий обязан уведомить эти органы.

Непринятие муниципальным образованием мер по государственной регистрации права собственности на квартиру обанкротившегося предприятия не должно умалять право заявителей на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Квартира при передаче в ведение органов местного самоуправления поселений утрачивает статус служебной.

С учетом изложенного следует признать, что перспектива использования жилого помещения как служебного, утрачена. Истцы не могут быть выселены из квартиры.

В настоящее время правообладатель квартиры отсутствует, что подтверждено техническим паспортом и справками органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Статья 19 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями от 12 января 1996 г., 21 апреля 1997 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 24 декабря 2002 г., 6 мая 2003 г., 22 августа 2004 г.) предусматривает, что граждане имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости путем приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе находящихся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственном жилищном фонде).

Заявители вселены в квартиру в установленном порядке на основании ордера и зарегистрированы в ней, что подтверждается ордером и названными выше решениями. Заявители, занимающие квартиру на условиях договора найма, имеют право на приватизацию занимаемого помещения. Ответчиками указанное право заявителей не оспаривается.

Заявители, в связи с отсутствием собственника квартиры, не имеют возможности обращения к нему с заявлением о заключении с ними договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации, поэтому следует за ними признать право собственности на занимаемую квартиру.

Руководствуясь ст. ст. 1, 2, 4, 18 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г., 11 июня 2008 г.), ст. 54.1 ЖК РСФСР, ст. 19 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями от 12 января 1996 г., 21 апреля 1997 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 24 декабря 2002 г., 6 мая 2003 г., 22 августа 2004 г.), ст. 132 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля 2009 г.), ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Высоцкой Аллой Павловной, Ложкиным Алексеем Ивановичем и Ложкиной Ольгой Алексеевной право на приватизацию квартиры Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в ... и право равнодолевой собственности на квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в ..., состоящую из трех комнат, общей площадью 58,6 кв. м., жилой - 36,8 кв. м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение 10 дней через городской суд.

Судья А.Н. Камнев