дело №2-268/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2012 г. г. Удомля Удомельский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Дубович А.П., при секретаре Шустровой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Удомля гражданское дело по иску Гачикова Александра Александровича к Администрации Удомельского района, Министерству финансов РФ о предоставлении жилого помещения, установил: Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указывая, что в 1974 году поступил на военную службу в Советскую Армию. ДД.ММ.ГГГГ1994 был уволен по собственному желанию в запас в звании майора. ДД.ММ.ГГГГ1995 встал на жилищный учет. Постановлением Администрации Удомельского района от ДД.ММ.ГГГГ2011 был снят с жилищного учета в связи с тем, что уволен из вооруженных сил по собственному желанию. Просит обязать Администрацию предоставить бесплатно в собственность квартиру, а Министерство финансов произвести оплату расходов по приобретению квартиры. В судебном заседании Гачиков изменил исковые требования и просил признать постановление Администрации Удомельского района от 9 декабря 2011 года №172 «Об утверждении решений жилищной комиссии», снявшей истца с жилищного учета, незаконным. Обязать Администрацию Удомельского района предоставить Гачикову бесплатно в собственность квартиру, площадью не менее 18 квадратных метров, расположенную в городе Удомля. От требования об обязании Министерства финансов РФ произвести оплату расходов на приобретение выше обозначенной квартиры отказался. Дополнительно пояснил, что о праве на обжалование решения жилищной комиссии и постановления Администрации Удомельского района, утвердившего указанное решение, ему известно не было. Представитель истца ФИО6 так же поддержала измененные исковые требования, дополнительно пояснила, что Гачиков является военным пенсионером. Поступил на службу в 1974 году и прослужил более 20 лет. В 1994 году был уволен в запас по собственному желанию. Был поставлен на льготную очередь для получения жилья, однако потом был снят с очереди. Права истца на жилье не связано с основаниями его увольнения. В настоящее время он проживает на территории войсковой части. Просит постановление Администрации Удомельского района от 9 декабря 2011 года №172 «Об утверждении решений жилищной комиссии», снявшей истца с жилищного учета, признать незаконным. Обязать Администрацию Удомельского района предоставить Гачикову бесплатно в собственность квартиру, площадью не менее 18 квадратных метров, расположенную в городе Удомля. Представитель Администрации города Удомля в судебном заседании не присутствует, просит рассмотреть дело в его отсутствие. На исковое заявление представлен отзыв, согласно которому Администрация не согласна с доводами, указанными в исковом заявлении по следующим основаниям. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан, утвержденных Постановлением Правительства Тверской области от 27 сентября 2011 года №52-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан», право на получение жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Тверской области имеют: граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, принятые до ДД.ММ.ГГГГ 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей. Истец был уволен с военной службы по собственному желанию, следовательно основания увольнения истца с военной службы не соответствуют требованиям указанного выше Порядка. Кроме того, истец не обжаловал постановление Администрации Удомельского района от 9 декабря 2011 года №172 «Об утверждении решений жилищной комиссии» и решение жилищной комиссии от 9 декабря 2011 года «О снятии граждан с жилищного учета, о снятии с льготной очереди». Полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие. Заслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. На основании ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (п. 1). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до ДД.ММ.ГГГГ 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно п. 2.1 ст. 15 указанного Федерального закона, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. До 1993 г. (до принятия первой редакции Закона «О статусе военнослужащих») жилищные права военнослужащих регулировались общесоюзными, республиканскими жилищными актами и специальными актами военного права. Согласно ст. 77 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1967 г. обеспечение жильем военнослужащих из числа офицерского состава производилось органами государственной власти в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. Пунктом 11 Постановления Совмина СССР от 07.09.1989 №734 «О мерах по улучшению обеспечения жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку» было установлено, что, начиная с тринадцатой пятилетки обеспечение жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, осуществляется за счет капитальных вложений, предусматриваемых на эти цели по всем источникам финансирования Госпланом СССР и Советами Министров союзных республик и формируемых на основе стабильных нормативов, включая средства соответствующих бюджетов. По смыслу указанных норм права, для обеспечения жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в порядке, установленном пунктом 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», необходимо соблюдение следующих условий: общая продолжительность военной службы 10 лет и более, постановка органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ 2005 года. Как следует из материалов дела Гачиков Александр Александрович уволен с военной службы с зачислением в запас по собственному желанию в звании майора ДД.ММ.ГГГГ 1994 года на основании приказа №. На момент увольнения выслуга составила 20 лет и 3 месяца. (л.д. 11). Решением администрации города Удомля и Удомельского района от 21 февраля 1995 года истец поставлен на жилищный учет для получения жилой площади (л.д. 52, 9-10). Согласно решению жилищной комиссии от 9 декабря 2011 года «О снятии граждан с жилищного учета, о снятии с льготной очереди», утвержденному постановлением № 172 от 9 декабря 2012 года главы администрации Удомельского района, Гачиков А.А. снят с льготной очереди (л.д. 16-17, 15). Таким образом, истцом были соблюдены необходимые условия для обеспечения жилым помещением. Поскольку орган местного самоуправления не обеспечил исполнение обязанности по обеспечению Гачикова А.А. жилым помещением, истец не может быть снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения. На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать постановление Администрации Удомельского района от 9 декабря 2011 года №172, которым утверждено решение жилищной комиссии «О снятии граждан с жилищного учета, о снятии с льготной очереди», незаконным. Обязать Администрацию Удомельского района предоставить Гачикову А.А. в собственность квартиру площадью не менее 18 квадратных метров, расположенную в городе Удомля. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Удомельский городской суд в течение 30 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.П. Дубович