№ 1-17/2011
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Учалы 26 января 2011 года
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ахметова М.Ф.,
с участием государственного обвинителя – помощника Учалинского межрайонного прокурора Кутузова Р.М.,
подсудимого Ямалова И.Х.,
защитника Искужиной К.Г., <***>,
при секретаре Подынь З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Ямалова И.Х., <***>, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Ямалов И.Х. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах.
Ямалов И.Х. 27 сентября 2010 года, около 24 час., находясь в состоянии алкогольного опьянения по <адрес> на почве личных неприязненных отношений, возникших в результате ссоры со своей сожительницей Г.Т.С., с целью умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни последней, достал из чуланного помещения дома бензопилу и, облив имеющимся в бензобаке бензином голову и тело Г.Т.С., с помощью зажигалки поджег ее. В результате противоправных действий Ямалова И.Х. Г.Т.С. получила телесные повреждения в виде: термических ожогов 2-3-4 степени головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей, общей площадью около 56 %.
Телесное повреждение в виде термических ожогов на голове, шее, обеих кистях и нижних конечностях по признаку опасности для здоровья квалифицированы как тяжкий вред здоровью.
Смерть Г.Т.С. наступила в 14 час. 15 мин. *** в реанимационном отделении Учалинской ЦГБ от осложнения термических ожогов в виде токсемии: при гистологической экспертизе: очаговый миокардит, очаговый нефрит, очаговый гепатит, межуточная пневмония.
В судебном заседании подсудимый Ямалов И.Х. не признал себя виновным в совершении преступления и показал, что они с сожительницей Г.Т. жили нормально. 27 сентября 2010 года Г.Т.С. съездила в г. Учалы, чтобы купить лекарства, и по своим делам. Г.Т.С. приехала в обед. Они решили заготовить дрова. После заготовки дров они с М.М.М. зашли в дом, где на двоих выпили 0,5 литра водки. Потом М.М.М. ушел. Г.Т.С. сообщила ему, что она собирается взят кредит, чтобы съездить к родным. Он согласился. Затем легли спать. Потом он вышел из дома. Когда зашел, то увидел, что Г.Т.С. ищет какие-то документы. Все, что было в серванте в нижней полке, где находились его вещи, было разбросано на полу. Он, увидев свой пакет, где лежали ценные книги, спросил у неё, где его книги. Г.Т.С. грубо ответила, что не знает. Он снова спросил её: «Где книги, куда дела, кроме тебя никто не знает, где они лежали, и ты только знаешь их место нахождения, и какую цену они имеют?» После этого у них началась ссора. Затем он вышел на улицу, чтобы успокоится. Через небольшой промежуток времени он услышал крик и визг Г.Т.С.. Он зашел домой, а Г.Т.С. катилась на полу в огне. Он взял, что попало в руки, хотел потушить, но сразу не смог, так как Г.Т.С. моталась, не возможно было её удержать в одном положении, но кое-как потушил. Г.Т.С. начала трястись, он укрыл её одеялом, она начала говорить, что «горит». Он занес воду и облил её, увидев обожженные места, посыпал мукой и закрыл. После чего позвонил в скорую помощь, а потом в милицию. До приезда скорой помощи, Г.Т.С. что-то говорила, но он ничего не понял, несколько раз переспрашивал. Но Г.Т.С. больше ничего не говорила, только плакала. Потом приехала скорая помощь и Г.Т.С. увезли в больницу.
Допросив подсудимого, свидетелей, огласив и исследовав показания не явившейся потерпевшей, доказательства по уголовному делу, суд считает виновным Ямалова И.Х. в совершении изложенного выше преступления.
Виновность подсудимого Ямалова И.Х. подтверждается следующими доказательствами.
Потерпевшая Р.А.С. на предварительном следствии показала (показания оглашенные и исследованные в ходе судебного заседания) (л.д. 91-93), что в 2010 году её родная сестра Г.Т.С. стала сожительствовать с Ямаловым И.Х. Проживали они в <адрес>. Около 3 недель до происшествия ей на сотовый телефон позвонил Ямалов. В ходе разговора, Ямалов ей сказал, чтобы она приехала и забрала сестру к себе. Причины данного факта он ей не говорил и не объяснял. На следующий день она перезвонила сестре и в ходе разговора с ней сестра заверила, что у нее все хорошо.
О происшествии она узнала 05 октября 2010 года, около 21 час., по московскому времени. Ей на сотовый телефон позвонил Ямалов и сказал, что Г.Т.С. умерла, причиной смерти явились ожоги, полученные при неизвестных обстоятельствах.
Приехав в г. Учалы 06 октября 2010 года, она от сотрудников Учалинской ЦГБ узнала, что ее сестру поджег ее сожитель Ямалов.
Согласно объяснению от 29 сентября 2010 года (л.д. 18) Г.Т.С. показала, что 27 сентября 2010 года, около 24 час. в доме у Ямалова И. по <адрес>, у нее произошла ссора, в ходе которой Ямалов И. облил ее бензином и поджег зажигалкой. Он находился в алкогольном опьянении, так как днем пилил дрова и после употребил водку с М., который ему помогал. Ночью, когда они ругались, дома ни кого не было. Бензином он обливал ее из бака бензопилы.
В судебном заседании свидетель А.Э.Р. показала, что она работает <***>. В конце сентября 2010 года, в 08 час., она пришла на работу. При обходе она увидела Г.Т.С., которая была в тяжелом состоянии с ожогами на теле. В ее присутствии и в присутствии П.З. сотрудник милиции опрашивал Г.Т.С.. Г.Т.С. сказала, что в доме между ней и сожителем произошла ссора из-за каких-то книг. В ходе ссоры сожитель занес из чулана бензопилу и облил её бензином из бензопилы, после чего поджег ее. Г.Т.С. говорила очень плохо, ей было очень больно.
В судебном заседании свидетель П.З.М. показала, что она <***>. В сентябре 2010 года, в 8 час., пришла на работу. В одной из палат находилась Г.Т.С. с ожогами на теле. В ее присутствии и в присутствии А.Э. сотрудник милиции опрашивал Г.Т.С.. Г.Т.С. говорила тихо, поэтому часть объяснений она не слышала. Г.Т.С. сказала, что между ней и мужем произошла ссора. Г.Т.С. несколько раз сказала, что она себя не поджигала, что её облил бензином муж и поджег.
В судебном заседании свидетель М.М.М. показал, что в сентябре 2010 года, около 19 час., к нему домой пришел Ямалов И. и попросил у него напильник и сходить в магазин, в соседнюю деревню, купить водку. Он дал ему напильник и Ямалов ушел домой. Он сходил в магазин, купил одну бутылку водки и одну бутылку вина. Потом они зашли в дом к Ямалову, где находилась жена Ямалова - Т.. Они с Ямаловым посидели, выпили водку. Т. бутылку вина убрала. При нём между Ямаловым и Т. каких-либо конфликтов не было.
В судебном заседании свидетель З.З.Ш. показал, что он работает <***> В сентябре 2010 года, ночью, они по вызову выехали в <адрес> Они приехали по указанному адресу, но ворота дома были закрыты, и они начали стучаться. Через какое-то время ворота открыл Ямалов И.Х. Они зашли в дом, где на кровати сидела женщина, которая была только в нижнем белье, обсыпана мукой. Он осмотрел Г.Т.С. У Ганеевой по всему телу имелись следы термических ожогов 1-2 степени. Он спросил, что случилось, Г.Т.С. ничего не сказала, Ямалов ответил, что кто-то поджег Г.Т.С.. Они оказали Г.Т.С. помощь, после чего повезли в больницу. По пути следования Г.Т.С. ничего говорила, лежала молча.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 28 сентября 2010 года <***> произведен осмотр <адрес> С места происшествия изъяты одеяло, а так же предметы одежды Г.Т.С.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 29 сентября 2010 года (<***>) произведен осмотр <адрес> С места происшествия изъяты 4 зажигалки, канистра и бензопила.
Согласно заключению эксперта № от 22 октября 2010 года (л.д. 59-63) на трупе Г.Т.С. обнаружены следующие телесные повреждения: термические ожоги 2-3-4 степени головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей, общей площадью около 56 %.
Телесное повреждение в виде термических ожогов на голове, шее, обеих кистях и нижних конечностях по признаку опасности для здоровья квалифицируется как тяжкий вред здоровью.
Смерть Г.Т.С. развилась от осложнения термических ожогов в виде токсемии: при гистологической экспертизе: очаговый миокардит, очаговый нефрит, очаговый гепатит, межуточная пневмония.
При судебно-химическом исследовании крови от трупа Г.Т.С. этиловый спирт не найден.
Согласно заключению эксперта №.3 от 26 ноября 2010 года (л.д. 71-81) на поверхности представленных на исследование одеяла и обгоревших фрагментов трикотажного изделия обнаружены следы нефтепродукта, а именно следы значительно измененного испарением бензина.
Жидкость, находящаяся на дне представленной на исследование канистры, является нефтепродуктом, измененным испарением бензином или измененной испарением смесью бензина и керосина.
Согласно протоколу осмотра предметов от 10 октября 2010 года (л.д. 45-48) осмотрены четыре зажигалки, канистра, бензопила, одеяло, фрагменты предметов одежды Г.Т.С., объяснение Г.Т.С.
Оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд считает фактические обстоятельства по делу установленными, а вину подсудимого Ямалова И.Х. в совершении преступления доказанной.
Представленные в судебном разбирательстве доказательства добыты с соблюдением требований норм уголовно-процессуального закона и оснований, влекущих исключение доказательств из дела, нет.
Доводы Ямалова И.Х. о том, что он протокола допросов подписал, не читая ничего, так как у него не было очков, доверившись следователю, суд считает несостоятельными, так как Ямалов И.Х. был допрошен при защитнике – адвокате Ахмадуллине В.А. и никаких замечаний к протоколам допросов не поступало.
Доводы Ямалова И.Х. о том, что он не поджигал Г.Т.С., суд считает несостоятельными и способом защиты. Доводы Ямалова И.Х. опровергаются объяснением Г.Т.С., показаниями свидетелей А.Э.Р., П.З.М., а так же его же показаниями, данными на предварительном следствии.
Согласно объяснению (л.д. 18) Г.Т.С. показала, что 27 сентября 2010 года, около 24 час. в доме у Ямалова И. по <адрес>, произошла ссора, в ходе которой Ямалов И. облил ее бензином и поджег зажигалкой.
Свидетель А.Э.Р. показала, что Г.Т.С. сказала, что в доме между ней и сожителем произошла ссора из-за каких-то книг. В ходе ссоры сожитель занес из чулана бензопилу и облил её бензином из бензопилы, после чего поджег ее.
Свидетель П.З.М. показала, что Г.Т.С. сказала, что между ней и мужем произошла ссора. Г.Т.С. несколько раз сказала, что её облил бензином муж и поджег.
На предварительном следствии в качестве подозреваемого Ямалов И.Х. показал (л.д. 113-116), что он проживал совместно с сожительницей Г.Т. около 04 месяцев по <адрес>.
27 сентября 2010 года, около 16 час., он совместно с М.М.М. у него дома занимались распиловкой дров при помощи дружбы «Штиль», которая принадлежит ему. Сожительница в это время находилась дома и занималась готовкой пищей. Свою работу они закончили около 18 час. После чего они зашли в дом и употребили одну бутылку водки емкостью 0,5 литра на двоих. Водку приобрел М.М.М. на деньги, которые ему дала его сожительница. Водку они выпили около 20 час., после чего М.М.М. ушел к себе домой, а он с сожительницей остался дома. После этого его сожительница стала искать дома документы для оформления кредита. Документы лежали в серванте зальной комнате дома вместе с его книгами, написанными рукописным способом. Книги ему достались от его родителей, и они имели магическую силу. Он заметил, что данные книги в серванте отсутствуют и стал спрашивать про их место нахождения у Г.Т.С.. В результате между ними произошла ссора. Он посчитал, что данные книги украла Г.Т.С. и, сильно разозлившись на нее, решил ее проучить и напугать. Так, около 24 час. 27 сентября 2010 года он вышел в чуланное помещение, где находились бензопила и бензин, хранившийся в пластиковой канистре емкостью 5 литра. Взяв канистру с бензином, он прошел в дом и подошел к Г.Т.С., которая в свою очередь сидела на диване в зальном помещении дома. Открыв крышку канистры, он выплеснул на нее содержимое тары, то есть бензин. Горючее вещество попало ей в область груди. Потом он достал спички и зажег одну спичку, она сломалась и упала вблизи сожительницы, однако спичка не потухла и Г.Т.С. сразу же загорелась. На ней на тот момент была одета блузка синего цвета. Огонь полностью охватил тело Г.Т.С., в том числе и конечности, и голову, а так же начала гореть постель, на которой находилась Г.Т.С.. Увидев это, он схватил одеяло, и данным одеялом стал тушить сожительницу, которая кричала и корчилась от боли на полу. Ее блузка сразу же прилипла к ее телу. Накрыв ее, он лег сверху и, таким образом, потушил огонь. После этого он облил ее водой с целью угомонить боль и посыпал мукой. Потом со своего сотового телефона он вызвал сотрудников скорой медицинской помощи и сотрудников милиции.
На предварительном следствии в качестве обвиняемого Ямалов И.Х. показал (л.д. 121-124), что он ранее данные показания подтверждает полностью. 27 сентября 2010 года он с М.М.М. употребил водку. Затем они с сожительницей Г.Т.С. остались дома одни. Затем он обнаружил пропажу своих старинных книг и, посчитав, что их украла Г.Т.С., стал с ней ссориться, так как кроме нее про место нахождения данных книг никто не знал, кроме неё. В ходе ссоры он решил напугать её и, взяв канистру, в которой было около 0,5 л. бензина, вылил данный бензин на тело Г.Т.С.. Время на тот момент было около 12 час. ночи. После этого он поджег спичку и бросил ее на пол, так как она сломалась, однако спичка не потухла и Г.Т.С. стала гореть. Он, увидев это, стал тушить её.
Государственный обвинитель Кутузов Р.М. просил переквалифицировать действия Ямалова И.Х. со ст. 111 ч. 4 УК РФ.
Суд соглашается с мнением государственного обвинителя Кутузова Р.М.
Суд считает, что умысел Ямалова И.Х. был направлен не на убийство Г.Т.С., а на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни Г.Т.С. Если у Ямалова И.Х. был бы умысел на убийство Г., то у него была возможность довести свой преступный умысел до конца. Согласно объяснению (л.д. 18) Г.Т.С. показала, что ночью, когда они ругались, дома ни кого не было. Ямалов И.Х. также показал, что дома были он и Г.Т.С. Из показаний самого подсудимого Ямалова И.Х. и Г.Т.С. следует, что никто не мешал Ямалову И.Х. довести свой преступный умысел до конца. Ямалов И.Х. сразу же принял меры к спасению жизни Г.Т.С. и потушил огонь, после чего оказал ей помощь и вызвал скорую помощь.
Суд считает, что умысел Ямалова И.Х. был направлен на причинение телесных повреждений Г.Т.С. в результате возникших личных неприязненных отношений. Поводом ссоры явились книги. Наличие конфликта между Ямаловым И.Х. и Г.Т.С. подтверждается показаниями самого Ямалова И.Х., объяснениями Г.Т.С., свидетелей А.Э.Р. и П.З.М. На предварительном следствии и в судебном заседании Ямалов И.Х. показал, что ссора между ним и Г.Т.С. произошла из-за книг. Согласно объяснению (л.д. 18) Г.Т.С. показала, что 27 сентября 2010 года, около 24 час. в доме у Ямалова И. произошла ссора. Свидетель А.Э.Р. показала, что Г.Т.С. сказала, что в доме между ней и сожителем произошла ссора из-за каких-то книг. В судебном заседании свидетель П.З.М. показала, что Г.Т.С. сказала, что между ней и мужем произошла ссора.
Наличие умысла Ямалова И.Х. на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, подтверждается объяснением Г.Т.С., также его же показаниями, данными на предварительном следствии, также заключением эксперта №А от 22 октября 2010 года (л.д. 59-63), согласно которому на трупе Г.Т.С. обнаружены следующие телесные повреждения: термические ожоги 2-3-4 степени головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей, общей площадью около 56 %.
Согласно объяснению Г.Т.С. показала, что произошла ссора, в ходе которой Ямалов И. облил ее бензином и поджег зажигалкой.
Ямалов И.Х. на предварительном следствии в качестве подозреваемого показал, что он посчитал, что данные книги украла Г.Т.С. и, сильно разозлившись на нее, решил ее проучить и напугать. … Взяв канистру с бензином, он прошел в дом и подошел к Г.Т.С., которая в свою очередь сидела на диване в зальном помещении дома. Открыв крышку канистры, он выплеснул на нее содержимое тары, то есть бензин. Горючее вещество попало ей в область груди. Потом он достал спички и зажег одну спичку, она сломалась и упала вблизи сожительницы, однако спичка не потухла и Г.Т.С. сразу же загорелась.
На предварительном следствии в качестве обвиняемого Ямалов И.Х. показал, что в ходе ссоры он решил напугать её и, взяв канистру, в которой было около 0,5 л. бензина, вылил данный бензин на тело Г.Т.С.. … После этого он поджег спичку и бросил ее на пол, так как она сломалась, однако спичка не потухла и Г.Т.С. стала гореть.
Таким образом, на основании приведенных выше доказательств суд считает, что действия Ямалова И.Х. подлежат квалификации по ст. 111 ч. 4 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.
При назначении вида и меры наказания подсудимому, суд в соответствии со ст. 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства, влияющие на наказание, личность виновного, а также влияние наказания на исправление осужденного.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Ямалова И.Х. суд признает оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления и то, что он ранее не судим.
С учетом перечисленных обстоятельств суд считает необходимым Ямалову И.Х. назначить наказание, связанное с изоляцией от общества, в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Суд считает необходимым меру пресечения Ямалову И.Х. в виде заключения под стражу оставить без изменения.
Срок наказания следует исчислять Ямалову И.Х. с 09 октября 2010 года согласно протоколу задержания от 09 октября 2010 года.Вещественные доказательства: четыре зажигалки, канистра, одеяло, фрагменты предметов одежды Г.Т.С. подлежат уничтожению.
Руководствуясь ст.ст. 304, 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Ямалова И.Х. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 7 (семь) лет 6 (шесть) месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Ямалову И.Х. меру пресечения в виде заключения под стражу оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
Срок наказания Ямалову И.Х. исчислять с 09 октября 2010 года.
Вещественные доказательства: четыре зажигалки, канистра, одеяло, фрагменты предметов одежды Г.Т.С. уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий М.Ф. Ахметов Приговор вступил в законную силу 05.04.2011 г.
Кассац. опред. судеб коллег по уг д. Верх суда РБ от 05.04.11г. наказ сниж до 7 лет 5 мес