Дело № 2-1077-2010
Р Е Ш ЕН И Е
именем Российской Федерации
27 июля 2010 года г.Учалы РБ
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сайфуллиной А.К.,
с участием помощника Учалинского межрайонного прокурора Тухватуллина И.Ф.,
представителя ответчика Хафизовой Э.Р.,
при секретаре Айсиной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Учалинского межрайонного прокурора к Совету Городского поселения город Учалы Муниципального района Учалинский район РБ о признании п.1.3 Решения Совета № 183 от 30 декабря 2009 года незаконным со дня принятия.
У С Т А Н О В И Л :
Учалинский межрайонный прокурор обратился с заявлением к Совету Городского поселения город Учалы Муниципального района Учалинский район РБ с требованием признать п.1.3 Решения Совета № 183 от 30 декабря 2009 года незаконным со дня принятия.
Свои требования истец мотивировал тем, что данный пункт решения принят с нарушением требований жилищного законодательства, поскольку собственниками квартир расположенных в многоквартирных домах не принято решения о проведении капитального ремонта, а органами местного самоуправления не проведены открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ граждане, пользующиеся жилыми помещениями по договорам социального найма не уплачивают плату на капитальный ремонт, поскольку капитальный ремонт в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, то есть наймодателя.
Прокурор просит признать данный пункт решения незаконным с момента его принятия.
В судебном заседании помощник Учалинского межрайонного прокурора поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика заявленные требования не признала и пояснила суду, что решение Совета городского поселения в части исковых требований об установлении платы за капитальный ремонт для лиц, проживающих по договору социального найма, отменено в июне 2010 года, после проверки проведенной Государственной жилищной инспекцией РБ и Государственным комитетом РБ по тарифам. В части платы за капитальный ремонт для собственников жилья в многоквартирных домах решение принято в соответствии с требованиями Жилищного законодательства. Просила в удовлетворении иска отказать полностью по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Совета городского поселения г. Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан № 183 от 30.12.2009 года утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения г. Учалы.
Пунктом 1.3 данного Решения утверждена тарифная стоимость капитального ремонта жилищного фонда на 1 квадратный метр общей площади в месяц для собственников жилых помещений в размере 3 рубля 00 копеек, и для граждан, пользующихся жилыми помещениями по договору социального найма, в размере 1 рубль 08 копеек.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 и ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за капитальный ремонт многоквартирного дома устанавливается по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления допускается по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Правила проведения такого конкурса утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75.
Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления не допускается для многоквартирных домов, если собственниками помещений на общем собрании не принято решения о проведении капитального ремонта, и в случае, когда органом местного самоуправления не проводились открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Установление платы за капитальный ремонт для граждан, пользующихся жилыми помещениями по договорам социального найма в размере 1,08 рублей, одновременно противоречит требованиям п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в котором указывается, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, те есть наймодателя.
По указанным нарушениям жилищного законодательства 18.03.2010 года Учалинской межрайонной прокуратурой РБ был принесен протест на решение Совета городского поселения г. Учалы муниципального района Учалинский район РБ № 183 от 30.12.2009 года с требованием отменить пункт 1.3 данного решения.
Совет городского поселения с актом прокурора не согласился, при этом в качестве довода отказа в удовлетворении протеста сослался на ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, где указано, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Аналогичные доводы содержатся и в письменном отзыве на исковые требования.
Между тем, указанные доводы являются несостоятельными и не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В частности, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ собственники жилых помещений обязаны своевременно и полностью вносить плату на жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Частью 1 ст. 155 кодекса установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Между тем, из приведенных положений закона не вытекает, что орган местного самоуправления вправе принимать нормативный правовой акт, устанавливающий единые ставки отчислений на капитальный ремонт для всех собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования.
В частности, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 и ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества, включающее в себя капитальный ремонт, зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
В силу ч. 2 ст. 158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Размер платы за услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме должен устанавливаться дифференцированно в зависимости, в частности, от потребительских качеств жилья и комплекса оказываемых услуг, при этом действующее с 1 марта 2005 года жилищное законодательство относит решение вопросов организации капитального ремонта многоквартирного дома (включая установление размера оплаты за услуги и работы по капитальному ремонту) к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и не предусматривает возможность регулирования отношений в связи с капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, ст. 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установление размера платы за капитальный ремонт органом местного самоуправления возможно как исключение в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. При этом осуществление капитального ремонта может быть одним из условий проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, а обязательства по проведению капитального ремонта и его оплате возникнут между собственниками помещений многоквартирного дома и выбранной органом местного самоуправления управляющей организацией на основании договора управления, а не нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Кроме того, размер платы за капитальный ремонт может устанавливаться органом местного самоуправления в случае, указанном в ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, - если собственники помещений в многоквартирном доме на их общей собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт.
Из приведенных положений закона вытекает, что в такой ситуации размер платы за капитальный ремонт может быть установлен ненормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно разъяснений данных Министерством регионального развития Российской Федерации в письме № 6091-АД,14 от 05 марта 2009г. установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления законодательством Российской Федерации допускается в соответствии с пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75. В этом случае плата за капитальный ремонт устанавливается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для многоквартирного дома. В случаях неправомерного установления органами местного самоуправления указанной платы муниципальными правовыми актами такие акты подлежат отмене.
Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления не допускается для многоквартирных домов:
а) собственники помещений в которых не приняли на их общем собрании решения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов;
б) в отношении которых органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 не проводились открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами или в указанном в конкурсной документации перечне обязательных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, отсутствуют работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Суду не представлено доказательств того, что собственники многоквартирных домов г.Учалы приняли на своих общих собраниях решения о капитальном ремонте своих домов, а также о том, что органом местного самоуправления проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Таким образом, у органа местного самоуправления не имеется полномочий по установлению базовой ставки отчислений на капитальный ремонт, единой для собственников помещений всех многоквартирных домов, расположенных в границах муниципального образования.
Судом принимается во внимание, что Решением Совета Городского поселения г.Учалы № 224 от 17 июня 2010г. п.1.3 в части установления «для граждан, пользующихся жилыми помещениями по договору социального найма 1 раб.08 коп.» исключен полностью и изложен в следующей редакции: «Стоимость капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв.м. общей площади в месяц для собственников жилых помещения в размере 3 рубля 00 копеек».
Исходя из п..3 данного Решения оно вступает в силу с момента его опубликования. Между тем, прокурором заявлены требования о признании решения об установлении тарифов на капитальный ремонт незаконным с момента его принятия.
На основании ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые пункты Решения Совета Городского поселения г.Учалы изначально были приняты с нарушением требований законодательства они подлежат отмене с момента их принятия.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявленные требования Учалинского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению. Пункт 1.3 Решения Совета городского поселения г. Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан № 183 от 30.12.2009 года подлежит признанию незаконным со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Учалинского межрайонного прокурора к Совету Городского поселения город Учалы Муниципального района Учалинский район РБ удовлетворить.
Признать незаконным пункт 1.3 Решения Совета Городского поселения город Учалы Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан № 183 от 30 декабря 2009 года об утверждении стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 квадратный метр общей площади в месяц с момента принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Учалинский районный суд РБ.
Федеральный судья А.К.Сайфуллина
Решение в законную силу не вступило.