Дело № 2-1164-2010
Р Е Ш ЕН И Е
именем Российской Федерации
22 июля 2010 года г.Учалы РБ
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: Председательствующего судьи Сайфуллиной А.К.,
с участием помощника Учалинского межрайонного прокурора Тухватуллина И.Ф.,
представителя ответчика Хужахметовой Г.И.,
при секретаре Айсиной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Учалинского межрайонного прокурора к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 7 села Миндяк МР Учалинский район РБ об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,
у с т а н о в и л:
Учалинский межрайонный прокурор обратился в суд порядке ст.45 ГПК РФ с иском к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 7 села Миндяк МР Учалинский район РБ с требованием обязать ответчика разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; установить, что ответчик должен исполнить решение суда в течение шести месяцев со вступления в законную силу судебного решения.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что по итогам проведённой сотрудниками Учалинской межрайонной прокуратуры проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что муниципальное образовательное учреждение СОШ № 7 с. Миндяк MP Учалинский район РБ имеет стационарный и передвижные источники загрязнения атмосферы: котельную, 8 деревообрабатывающих и 3 металлообрабатывающих станка, 1 единицу автотранспорта (***), при эксплуатации которых производятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Указанными действиями ответчиком нарушаются требования, установленные Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха».
В судебном заседании старший помощник Учалинского межрайонного прокурора Тухватуллин И.Ф. поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объёме.
Представитель ответчика МОУ СОШ № 7 с. Миндяк МР Учалинский район РБ Хужахметова Г.И. в целом исковые требования признала и пояснила, что в настоящее время принимаются необходимые меры по устранению выявленных нарушений.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующему.
Судом установлено, что МОУ СОШ № 7 с. Миндяк МР Учалинский район имеет стационарный и передвижные источники загрязнения атмосферы: котельную, 8 деревообрабатывающих и 3 металлообрабатывающих станков, 1 единицу автотранспорта (***). Ответчиком эксплуатируются указанные объекты в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно п.8 Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Пункт 9 Положения предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). На территории РБ таким территориальным подразделением является Приуральское управление Ростехнадзора.
Согласно ст.ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В связи с тем, что у ответчика отсутствуют разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выбросы, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, ответчиком не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1. ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст.ст. 204,206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, с учетом признания иска ответчиком, исковые требования Учалинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины. В связи с этим с ответчика подлежит взысканию госпошлина, с учетом того, что ответчик является бюджетным учреждением, дохода не имеет, суд считает возможным снизить размер подлежащей уплате госпошлины до 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 села Миндяк МР Учалинский район РБ разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 села Миндяк МР Учалинский район РБ исполнить решение суда в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7 села Миндяк МР Учалинский район РБ госпошлину в доход государства в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Учалинский районный суд РБ.
Федеральный судья А.К.Сайфуллина
***