решение по иску Гайнитдиновой Л.Р. о досрочном назначении пенсии



Дело №2-932-2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 августа 2010 года г.Учалы РБ

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Юлмухаметова З.Х.,

с участием представителя ГУ – Управления Пенсионного фонда Беляевой А.А.,

при секретаре Динисламовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнитдиновой Л.Р. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Учалы и Учалинском районе РБ о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Гайнитдинова Л.Р. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в г.Учалы и Учалинском районе РБ с требованием обязать ГУ УПФ РФ в Учалинском районе и г.Учалы РБ назначить и выплатить ей досрочно трудовую пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 30 марта 2009 года.

Свои требования Гайнитдинова Л.Р. мотивировала тем, что ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у нее необходимого 30-летнего стажа лечебной деятельности. В стаж ее лечебной деятельности не были включены следующие периоды с указанием причин:

с *** в должности патронажной медсестры
Республиканского комитета общества Красного Креста – не предусмотрено наименование учреждения по Постановлению №781;

с ***. в должности диетической медсестры санатория-профилактория «Урал» - не предусмотрено наименование учреждения;

с ***г. по ***г. в должности старшей медсестры санатория-профилактория «Урал» - не предусмотрено наименование учреждения;

с ***г. по ***г. в должности диетической медсестры санатория-профилактория «Урал» - не предусмотрено наименование учреждения;

с ***г. по ***г. в должности медсестры профилактория УГОК - не предусмотрено наименование учреждения;

с ***г. по ***г. в должности диетической медсестры санатория «Урал» - не предусмотрено наименование учреждения;

с ***г. по ***г. в должности диетической медсестры детского многопрофильного санатория «Урал» - не предусмотрено наименование учреждения;

с ***г. по ***г. в должности палатной медсестры детского многопрофильного санатория «Урал» - не предусмотрено наименование учреждения;

с ***г. по ***г. в должности медсестры бассейна санатория -профилактория ОАО «УГОК» - не предусмотрено наименование учреждения;

с ***г. по ***г. в должности диетической медсестры санатория «Урал» - не предусмотрено наименование учреждения;

- отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет с ***г. по ***г. - не предусмотрено правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 29.10.2001г. №781:

- нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ***г. по ***г. - не предусмотрено правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. № 177-ФЗ.

Решением Учалинского районного суда РБ от 01 марта 2010 года в удовлетворении исковых требований Гайнитдиновой Л.Р. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Учалы и Учалинскому району РБ о признании решения № *** от *** г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и об обязывании назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 30 марта 2009 года было отказано в связи с необоснованностью.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2010 года решение Учалинского районного суда РБ от 01 марта 2010 года отменено и направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

В судебном заседании истица Гайнитдинова Л.Р. свои исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по городу Учалы и Учалинскому району РБ Юеляева А.А. исковые требования Гайнитдиновой Л.Р. не признала, в удовлетворении иска просила отказать в связи с необоснованностью. Беляева А.А. пояснила суду, что у Гайнитдиновой Л.Р. отсутствует требуемый 30-летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья, поскольку периоды работы истицы в санатории-профилактории «Урал» и ОАО «УГОК» не могут быть зачтены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение к трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, ввиду отсутствия их наименований в специальном перечне лечебно-профилактических учреждений, работа в которых позволяет назначить гражданину досрочную трудовую пенсию.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 части 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Таким образом, Федеральный закон право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, связывает с продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья, при этом списки соответствующих должностей и учреждений утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27). На момент издания Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 аналогичная норма содержалась в пункте 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ).

В ходе судебного заседания судом проверены доводы истицы относительно необоснованного не включения ответчиком некоторых периодов её трудовой деятельности в стаж трудовой деятельности, позволяющий досрочно назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением гражданином лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городской местности.

Как видно из материалов дела, при подсчёте стажа лечебной деятельности истицы сотрудниками пенсионного фонда не были включены периоды работы её в должности медсестры санатория-профилактория «Урал» и санатория-профилактория «Учалинский ГОК». Суд полагает правомерным отказ во включении указанных периодов в стаж лечебной деятельности по следующим основаниям.

Постановлением № 781 от 29 октября 2002г. Правительством РФ был утвержден список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Данный Список в графе "Наименование учреждений" в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусматривает санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические. Иные санатории-профилактории независимо от их ведомственной принадлежности в данный перечень не включены. Перечень не подлежит расширительному толкованию, следовательно, суд при рассмотрении дела не может выйти за пределы установленной нормы.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии» (пункт № 11) при разрешении споров, возникших в связи с несогласием гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ-137, периода работы, подлежащего, по его мнению, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истица ссылается на положения Постановления Конституционного суда РФ от 03.06.2004г. 11-П, согласно которого ее работа в санатории-профилактории ОАО «Учалинский ГОК», по ее мнению, должна быть приравнена к работе в государственных и муниципальных органах и учреждениях здравоохранения и является основанием для зачета в необходимый стаж при назначении пенсии.

Согласно Положению о санатории-профилактории ОАО «Учалинский ГОК» данное учреждение является обособленным структурным подразделением ОАО «Учалинский ГОК», задачей которого является организация лечебно-оздоровительного процесса оздоравливающихся в профилактории, предупреждение различных заболеваний и снижение заболеваемости на производстве. Структуру и штатную численность профилактория утверждает генеральный директор комбината, исходя из условий и особенностей деятельности предприятия. Ввиду указанных обстоятельств работа истицы в санатории не может быть приравнена к работе в государственных и муниципальных органах и учреждениях здравоохранения. Более того, судом установлено, что деятельность, осуществляемая истицей в санатории-профилактории «Урал», санатории-профилактории «УГОК» имела направление лечебно-оздоровительного, профилактического характера.

Суд принимает во внимание доводы Гайнитдиновой Л.Р. о том, что сведения, содержащиеся в карте аттестации рабочего места истицы по условиям труда № 24 в должности медсестры бассейна санатория-профилактория «Урал» и дополнительном соглашении № 104 к трудовому договору № 316 от 22.11.2005 года, позволяют определить, что трудовые функции ею исполнялись при наличии вредных условий, в связи с чем, работодателем истице производились дополнительные выплаты. Однако, согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года №569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда и т.д. Следовательно, результаты аттестации не могут служить основанием для назначения гражданину досрочной трудовой пенсии. Вредные условия труда, указанные в дополнительном соглашении к трудовому договору, не могут быть расценены судом в качестве тождественных перечню работ, являющихся основанием для досрочного назначения гражданину пенсии в связи с осуществлением им лечебной деятельности.

Судом установлено, что выполняемая медицинскими работниками санатория-профилактория ОАО «УГОК» и санатория-профилактория «Урал» деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому в силу установленных законодателем различий в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанных на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не может быть приравнена к деятельности медицинских работников в указанных в Перечне, утв. Постановлением Правительства № 781, лечебных учреждений, в том числе и санаториев (курортов) прямо перечисленных в Перечне.

Поскольку периоды работы истицы в должности медсестры в санаториях-профилакториях «Урал» и «УГОК» не были признаны в качестве лечебной деятельности либо иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, ответчиком правомерно было отказано во включении в стаж работы, позволяющий досрочно назначить гражданину трудовую пенсию, периоды отпуска истицы по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет с ***г. по ***г., а также нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ***г. по ***г.

Судом проверены доводы истицы о том, что ответчиком необоснованно не зачтён в лечебный стаж период её работы патронажной сестрой Республиканского комитета общества Красного Креста с 01.04.1985г. по 04.08.1986г. Суд полагает доводы истицы несостоятельными, поскольку в период её работы Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с п. 3 которого в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась работа по специальности в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, являлось утратившим законную силу.

Пленум Конституционного Суда, в своем определении № 84-О от 18.04.2006г. указал, что, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация осуществляется законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утвержден новый Список, в котором были указаны конкретные наименования должностей, в результате чего лишились права на включение в стаж периодов работы после 1 ноября 1999 г. некоторые категории медицинских работников, которые ранее это право имели. Согласно указанного Постановления и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в списках наименований учреждений санатории-профилактории отсутствуют.

Перечень санаторий-профилакторий в наименованиях учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» ограничен, к ним отнесены только санатории (курорты) для лечения туберкулеза всех форм, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, для гематологических больных и для больных с последствиями полиомиелита и психоневрологических больных.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Учалы и Учалинскому району верно и в соответствии с установленными пенсионным законодательством правилами осуществило расчёт трудового стажа истицы, связанного с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Указанных стаж Гайнитдиновой Л.Р. на 30 марта 2009 года составляет 20 лет 7 месяцев 25 дней, что является недостаточным для назначения ей досрочной трудовой пенсии.

Судом не найдено оснований для удовлетворения требований Гайнитдиновой Л.Р. об обязывании ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Учалы и Учалинскому району о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городской местности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Гайнитдиновой Л.Р. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу Учалы и Учалинскому району о признании решения № *** от *** года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и об обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 30 марта 2009 года отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Федеральный судья З.Х.Юлмухаметов

Решение не вступило в законную силу