Решение по иску Учалинского межрайонного прокурора об устранении нарушений зак-ва об охране окур.ср



Дело № 2-1095-2010

Р Е Ш ЕН И Е

именем Российской Федерации


11 августа 2010 года г.Учалы РБ

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: Председательствующего судьи Сайфуллиной А.К.,

с участием помощника Учалинского межрайонного прокурора Расулева Р.С.,

представителей ответчика Кужильской Т.М., Гнатюк А.Н.,

представителей соответчиков Маннанова Р.Я., Рыскулова Ю.С., Рузаевой С.А.,

при секретаре Айсиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Учалинского межрайонного прокурора к Муниципальному унитарному предприятию «К» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,

у с т а н о в и л:

Учалинский межрайонный прокурор обратился в суд порядке ст.45 ГПК РФ с иском к МУП «Коммунальщик» с требованием обязать ответчика разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по эксплуатации котельных МОУ БГ, МДОУ детский сад *** ***; МУ С., Р., П., Ж., расположенных в *** ***, установить, что ответчик должен исполнить решение суда в течение шести месяцев со вступления в законную силу судебного решения.

Также Учалинский межрайонный прокурор обратился к МУП «К» с аналогичными требованиями в отношении МОУ СОШ У.

Определением суда данные требования объединены в одно производство.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что по итогам проведённой сотрудниками Учалинской межрайонной прокуратуры проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что МУП «К» в ходе своей хозяйственной деятельности осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения атмосферы: котельными в ***: МОУ БГ, МДОУ детский сад *** ***, МУ С., Р., П., Ж.; котельной МОУ СОШ с. Ургуново У. в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. При эксплуатации ответчиком котельных в воздух выделяются: оксид и диоксид азота, оксид углерода, бензапирен, диоксид серы, сажа. Указанными действиями ответчиком нарушаются требования, установленные Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха».

В судебном заседании старший помощник Учалинского межрайонного прокурора Расулев Р.С. поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объёме.

Представители ответчика МУП «К» Кужильская Т.М., Гнатюк А.Н. пояснили суду, что указанные котельные им переданы без документального оформления, собственниками них они не являются, администрация сельского поселения Учалинский сельсовет должным образом акт передачи не оформила, технические паспорта и иную необходимую документацию не представила, в связи с чем они не могут в настоящее время оформить требуемые прокуратурой разрешения.

Представители соответчиков Маннанов Р.Я., Рыскулов Ю.С., Рузаева С.А. не возражали против удовлетворения заявленных требований прокурора.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующему.

Судом установлено, что МУП «К» в ходе осуществления хозяйственной деятельности эксплуатирует следующие стационарные источники загрязнения атмосферы: котельные в ***: МОУ БГ, МДОУ детский сад *** ***, МУ С., Р., П., Ж.; котельная МОУ СОШ У.. Ответчиком эксплуатируются указанные объекты в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Как видно из материалов дела, ранее за допущенные нарушения должностные лица ответчика МУП «К» были привлечены к административной ответственности, что подтверждается Актом проверки Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 14-РД от 14 мая 2010 года. Вместе с тем, согласно ст.4.1. КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Ответчик нарушения природоохранного законодательства в добровольном порядке не устранил.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно п.8 Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Пункт 9 Положения предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). На территории РБ таким территориальным подразделением является Приуральское управление Ростехнадзора.

Согласно ст.ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В связи с тем, что у ответчика отсутствуют разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выбросы, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, ответчиком не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 1. ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст.ст. 204,206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При таких обстоятельствах, исковые требования Учалинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды подлежат удовлетворению в полном объёме.

Доводы представителей ответчика о том, что вышеуказанные объекты им должным образом документально не переданы, собственник не оформил на них техническую документацию принимаются судом во внимание, вместе с тем данные объекты эксплуатируются непосредственно ответчиком, следовательно осуществлять действия связанные с получением разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух должны быть произведены МУП «Коммунальщик».

В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины. В связи с этим с ответчика подлежит взысканию госпошлина, с учетом того, что ответчик является бюджетным учреждением, дохода не имеет, суд считает возможным снизить размер подлежащей уплате госпошлины до 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «К» разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по эксплуатации котельных МОУ БГ, МДОУ детский сад *** ***, МУ С., Р., П., Ж., расположенных в *** и МОУ СОШ У.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «К» исполнить решение суда в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «К» госпошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Учалинский районный суд РБ.

Федеральный судья А.К.Сайфуллина