2-1152-2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 июля 2010 года. г.Учалы
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Юлмухаметова З.Х., с участием помощника Учалинского межрайонного прокурора Тухватуллина И.Ф., при секретаре Динисламовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Учалинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ д.*** об обязании разработать предельно допустимые выбросы вредных «загрязняющих» веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
У С Т А Н О В И Л:
Учалинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ д.*** об обязании разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Заявление мотивировано тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что муниципальное образовательное учреждение СОШ д.*** МР *** район имеет стационарный и передвижные источники загрязнения атмосферы : котельную на твердом топливе, 4 деревообрабатывающих и 2 металлообрабатывающих станка, 1 единицу автотранспорта (ПАЗ – ***), при эксплуатации которых производятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Ответчик обязан разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить документы для получения разрешения на выброс.
Изучив материалы дела, мнение прокурора, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика Юсупов В.К. в судебное заседание не явился, представил заявление о признании исковых требований, просит рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые
нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно
согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для
которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации. I
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от I 02.03.2000 года № 183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно п. 8 Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Пункт 9 Положения предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). На территории РБ таким территориальным подразделением является Приуральское управление Ростехнадзора.
Согласно ст.ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В связи с тем, что у ответчика отсутствуют разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выбросы, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, ответчиком не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, иск предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Пунктом 1. ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Ст.22 ГПК РФ устанавливает, что исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, своих законных интересов граждан по спорам, возникающим из гражданских семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов.
Суд считает возможным принять признание иска, поскольку согласно ст. 39 ГПК РФ это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов сторон.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ст.ст. 204,206 ГПК РФ в случае, если действия могут совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. *** МР *** район разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Ответчик обязан исполнить решение суда по настоящему иску в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья: Юлмухаметов З.Х.
Решение в законную силу вступило.