Иск Церковниковой М.Д. к КУС МЗИО о признании права на наследственное имущество



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 октября 2010 года. г. Учалы

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гильманова Р.М.,

при секретаре Шариповой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Церковниковой М.Д. к КУС МЗИО РБ по ***, администрации сельского поселения *** сельсовет МР *** о признании права на наследственное имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Церковникова М.Д. обратилась в суд с иском о признании права собственности на наследственное имущество, мотивировав тем, что матери его мужа Ц.О.М.., при жизни принадлежало на праве собственности домовладение, расположенное по адресу: ***.

*** года Ц.О.М.. умерла. После ее смерти, муж истца Ц.В.И... как наследник, фактически принял наследство. Забрал из дома вещи своей матери и в *** года вселил в данный дом М.В.В.., получив от его родственников деньги в счет последующей продажи дома.

*** года умер муж истца. После его смерти Церковникова М.Д. фактически приняла наследство, находившегося в их совместной собственности.

В настоящее время она не имеет возможности во внесудебном порядке оформить на себя домовладение и заключить сделку с родственниками М.В.В.., так как при жизни ее муж, фактически приняв наследство, не успел в установленном порядке получить свидетельство о праве на наследство и зарегистрировать свои права на домовладение и земельный участок.

Выслушав истца, представителя сельского поселения *** Каримову З.З., изучив материалы дела, суд считает исковые требования Церковниковой М.Д. подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В материалах дела имеется копия справки выданной администрацией *** сельского совета о том, что Ц.О.М.. на праве личной собственности принадлежит домовладение, расположенное по адресу: ***.

Ц.О.М.. *** года умерла. Ее сын Ц.В.И.. умер *** года. Церковникова М.Д. и Ц.В.И. состояли в зарегистрированном браке, согласно свидетельству о браке.

Согласно завещания от *** года Ц.О.М.. завещала все свое имущество, Ц.В.И. и Ц.А.И.., который также умер.

Согласно выписки из похозяйственной книги в указанном доме зарегистрированы: Ц.О.М.., умершая *** года, М.В.В.., умерший ***. и Д.М.А..

За принятием наследства М.В.В.., в нотариальную контору никто не обращался, согласно справке нотариуса К.

Представитель *** сельсовета Каримова З.З. показала, что дом по адресу: *** принадлежал Ц.О.М... М.В.В.. был зарегистрирован без письменного заявления, после его регистрации главой хозяйства оказался он. Жилой дом продавала семья покойного Ц.В.И. без оформления документов.

Таким образом, судом установлено, что спорный дом принадлежал Ц.О.М... которая завещала его двоим сыновьям, которые умерли. Церковникова М.Д. является супругой умершего Ц.В.И.

Кто-либо из родственников М.В.В.. или Ц.А.И.. на данный дом не претендуют, за принятием наследства не обращались.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Церковникова М.Д. является единственным наследником умершего мужа, и как пережившая супруга имеет право на наследственное имущество умершего Ц.В.И..

Согласно ч.1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Как было установлено, никто из родственников ни М.В.В.. или Ц.А.И. за принятием наследства к нотариусу не обращались, фактически наследство в виде указанного жилого дома не принимали.

Согласно ч.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно пункта 9.1 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участка, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственностью.

Суд считает, что с принятием наследства в виде жилого дома, Церковникова М.Д. приобрела и права собственности на земельный участок обслуживающим данное домовладение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать домовладение, расположенное по адресу: ***, с необходимым для его обслуживания земельным участком, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, в размере фактически занимаемых границ, наследственным имуществом, оставшимся после смерти Ц.В.И., умершего *** года.

Признать Церковникову М.Д. принявшей наследство в виде домовладения с земельным участком, расположенных по адресу: ***

Признать за Церковниковой М.Д. право собственности на жилой дом и предназначенный для его использования земельный участок, в размере фактически занимаемых границ, расположенный по адресу: ***.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья: Гильманов Р.М.