Иск Закирова Ю.У. к Соцзащите и Администрации МР об обязывании включить в списки граждан - получателей субсидии



Дело №2-361-2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 октября 2010 года г.Учалы РБ

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сайфуллиной А.К.,

с участием представителя истца Саитгалина А.Г.,

представителя ответчика Рыскулова Ю.С.,

при секретаре Айсиной А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закирова Ю.У. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Администрации Муниципального района *** Республики Башкортостан о признании права на получение субсидии, признании незаконным постановления администрации Муниципального района ***, обязывании включить в списки граждан - получателей субсидии и предоставлении свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета,

У С Т А Н О В И Л:

Закиров Ю.У. обратился с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Администрации Муниципального района *** РБ с требованиями признать за ним право на получение мер социальной поддержки – получение субсидии на приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» №5-ФЗ от 12 января 1995 года, как ветераном боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 01 января 2005 года; признать постановление главы администрации МР *** № *** от *** года, о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и отменить его; обязать Администрацию МР *** РБ восстановить его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, как ветерана боевых действий, с ***, под номером *** и включить истца в списки граждан – получателей субсидий на приобретение жилого помещения по форме, установленной министерством труда и социальной защиты населения РБ и предоставить указанные списки в министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Министерство труда и социальной защиты населения РБ включить истца в уточненный Единый список граждан – получателей субсидий на приобретение жилого помещения в 2010 году по Республике Башкортостан и предоставить ему свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от 12 января 1995 года, не позднее 31 декабря 2010 года, как ветерану боевых действий, нуждающемуся в улучшении жилищных условий и вставшему на учёт до 01 января 2005 года.

Свои требования истец мотивировал тем, что решением исполкома *** городского Совета народных депутатов БАССР *** года был принят на учет и включен в первоочередной список лиц, как участник боевых действий в составе ограниченного контингента войск СССР на территории ДРА. В ***. он узнал, что исключен из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Учалинского районного суда от *** года, его права были восстановлены, он был восстановлен в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в ДРА, с даты исключения из списков с *** года под № ***. Однако постановлением главы администрации МР *** РБ от *** года №***, принятым на основании решения жилищно-бытовой комиссии при администрации МР *** РБ № *** от *** он был вновь исключен из вышеуказанного списка.

С указанным решением он не согласен и просит его отменить. Полагает, что данными действиями нарушены его права, поскольку за весь период нахождения в очереди он никакими льготами не воспользовался, утверждение администрации о том, что он ухудшил свои жилищные условия не соответствует требованиям жилищного законодательства, поскольку и до продажи квартиры он не был обеспечен жильем согласно установленной нормы. По мнению истца снятие его с учета по основаниям ч.1 п.2 ст.56 ЖК РФ не законно, поскольку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий он встал до введения в действие Жилищного кодекса РФ. При направлении списков очередников в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан он был включен под № ***, хотя по решению суда, он должен был быть восстановлен под № ***. Решение об исключении его из списка очередников было принято с нарушением месячного срока со дня, когда администрации стало известно о том, что он якобы ухудшил свои жилищные условия. Земельный участок был получен им в *** году до введения в действие Жилищного кодекса РФ и, соответственно, его положения не могут быть применены. Полагает, что отказом в предоставлении субсидии нарушены его права, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» и Постановлением Правительства РБ № 222 от 03.08.2006г.

На судебное заседание истец не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

В судебном заседании представитель истца Саитгалин А.Г. поддержал требования Закирова Ю.У. и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации МУ *** Рыскулов Ю.С.заявленные требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, представил заявление, которым просил рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в настоящее время у Закирова Ю.У. отсутствует нуждаемость в улучшении жилищных условий, в связи с предоставлением ему в установленном порядке органом местного самоуправления земельного участка для индивидуального жилищного строительства ( п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ).

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Закиров Ю.У. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии *** выданным *** года *** ОГВК Башкирской АССР ( л.д.69).

Согласно Архивной выписке из решения исполкома *** городского Совета народных депутатов Башкирской АССР №*** от *** года Закиров Ю.У. на основании заявления от *** года был принят на учет для улучшения жилищных условий в первоочередном порядке.

В последующем Закиров Ю.У. был исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Учалинского районного суда РБ от *** года Закиров Ю.У. был восстановлен в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под номером *** с *** года. Данное решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу.

Согласно постановления главы администрации МР *** ***, Закиров Ю.У. был восстановлен в списках очередников. Исходящим № *** от *** года в Министерство труда и социальной защиты населения РБ были направлены списки граждан, имеющих право на предоставление субсидии, в числе иных лиц, в данном списке был указан Закиров Ю.У.

Исходя из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации МР *** № *** от *** на заседании данной комиссии на основании ст.53, пп.2,5 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ было принято решение о снятии Закирова Ю.У. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия с учета послужило то обстоятельство, что *** Закиров Ю.У. и его супруга заключили договор купли-продажи принадлежащей им квартиры, расположенной по адресу ***, после заключения данной сделки семья Закировых зарегистрировалась по месту жительства ***. Данный дом принадлежит З.И.У., общая площадь жилого помещения 64 кв.м. Всего по данному адресу зарегистрировано по месту жительства 9 человек

На основании указанного решения жилищно-бытовой комиссии постановлением главы администрации Муниципального района *** *** Закиров Ю.У. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.3 ст.16 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005г., осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета указанных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление субсидий на приобретение жилья.

03 августа 2006г. Постановлением Правительства Республики Башкортостан за № 222 было утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005г. Указанным Постановлением определен порядок предоставления субсидий на приобретение жилого помещения, а также механизм взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и уполномоченной организации по реализации федерального законодательства в области обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Согласно статье 23.2 Закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации для ветеранов боевых действий, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, в виде общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

Субсидии на приобретение жилого помещения предоставляется льготным категориям граждан, которые в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту жительства, то есть являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи нанимателя, собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

По распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2005 года № 168-р, учетная норма площади жилого помещения, принимаемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более 12 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.

На дату рассмотрения дела Закиров Ю.У. со своей семье зарегистрирован по адресу, ***. Владельцем дома, является его брат – З.И.У., Общая площадь жилого помещения – 64 кв.м., всего по данному адресу зарегистрировано 9 человек.

Вместе с тем, на основании постановления главы администрации *** *** Закирову Ю.У. был предоставлен земельный участок № ***, общей площадью 0.15 га под строительство и обслуживание индивидуального жилого дома, расположенного в ***. *** Закировым Ю.У. получено разрешение на строительство на данном земельном участке частного жилого дома и заключен договор № *** на строительство частного жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке. По п.2 Договора Закиров Ю.У. обязался построить на указанном земельном участке жилой дом общей площадью 113,66 кв.м.

Согласно п.6 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Доводы представителя истца о том, что земельный участок был предоставлен Закирову Ю.У. до введения в действие Жилищного кодекса РФ, а Жилищный кодекса РСФСР такого основания для снятия с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не содержал, а также о том, что ст.53 ЖК РФ не содержит оснований для снятия граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а содержит основания для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обращающихся с заявлениями о постановке на учет после 1 марта 2005г., то есть после введения в действие ЖК РФ и, следовательно, Закиров Ю.У. был незаконно исключен из очередников, несостоятельны.

В частности, в соответствии со ст.6 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.

Таким образом, поскольку Закирову Ю.У. органом местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок, он подлежит снятию с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права *** от *** года Закиров Ю.У. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу ***, общей площадью 31,6 кв.м., жилой площадью 17,4 кв.м. Данное свидетельство выдано на основании справки о выплате пая, выданной Потребительским Кооперативом *** от ***. № ***. По договору купли-продажи от *** года указанная квартира была продана Закировым Ю.У. Г.Ф.С. за 400000 рублей. Как видно их вышеуказанной справки пай за квартиру полностью выплачен Закировым Ю.У. *** года и с данного времени у него возникло право собственности на квартиру, расположенную по адресу ***. Соответственно, в период с *** по *** года семья Закирова Ю.У. была обеспечена жильем общей площадью 73.2 кв.м. С учетом состава семьи 4 человека, на каждого члена семьи приходилось 18,3 кв.м. жилья. Будучи обеспеченным более учетной нормы жилья, Закиров Ю.У. фактически с января 2005 года утратил основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Между тем, как видно из представленного суду жилищного дела указанное обстоятельство было скрыто Закировым Ю.У. от жилищного отдела.

Следовательно, Закировым Ю.У. были представлены документы не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия его на учет ( п.5 ч.1 ст.56 ЖК РФ).

В соответствии с договором купли-продажи с ипотекой в силу закона № *** от *** года Закиров Ю.У. и З.Ф.С. продали принадлежащую им квартиру, расположенную по адресу ***, Х.Э.Т. и Х.В.Р. за 1000000 рублей.

Судом принимаются во внимание доводы представителя истца о том, что на вырученные от продажи денежные средства им были приобретены стройматериалы. В частности, по ходатайству истца судом была назначена оценочная экспертиза, согласно оценки эксперта стоимость строительно-монтажных работ (стоимость затрат на воспроизводство), выполненных на земельном участке, находящемся по адресу ***, на 13 мая 2010 года составляет 639000 рублей. Также по ходатайству представителя истца была приобщена к материалам дела товарно-транспортная накладная от *** согласно которой Закировым Ю.У. перевезена продукция – доска (сосна)количеством 50 куб.м. на сумму 150 тысяч рублей.

Из положений статьи 53 ЖК РФ усматривается, что данная статья предусматривает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Вместе с тем исходя из пункта 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Судом также принимаются во внимание доводы истца о том, что решение жилищно-бытовой комиссии было принятом по истечении месячного срока со дня, когда им стало известно об отчуждении супругами Закировыми квартиры. Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не может послужить основанием для отмены решения ЖБК и восстановлении Закирова Ю.У. в списках очередников.

В соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства РБ № 222 от 03.08.2006г. при подаче заявления о выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий граждан – получатель субсидии на приобретение жилого помещения предоставляет в администрацию муниципального района по месту жительства необходимые документы, в соответствии с п.5.1 Положения.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан осуществляет проверку представленных документов и определяет право заявителя на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан определено государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального фонда компенсаций бюджету Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следовательно, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обязано соблюдать целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение жильем льготных категорий граждан. Суд полагает обоснованными доводы ответчика о том, что выдача субсидии на приобретение жилого помещения Закирову Ю.У. повлечет нецелевое расходование федеральных средств.

При таких обстоятельствах исковые требования Закирова Ю.У. к Министерству труда и социальной защиты населения РБ и Администрации МР *** РБ не могут быть признаны обоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Закирова Ю.У. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Администрации Муниципального района *** Республики Башкортостан отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья А.К.Сайфуллина