Иск Калимовой З.Х. к Пенсионному фонду о защите пенсионных прав



№ 2-1641-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2010 года г.Учалы

Учалинский районный суд Республики Башкортостан, в составе: председательствующего федерального судьи Гильманова Р.М.,

с участием представителя истца Калимовой З. Х. адвоката Саитгалина А.Г.

при секретаре Шариповой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калимовой З.Х. к государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации *** о защите пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Калимова З.Х. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ *** о защите пенсионных прав. В обоснование исковых требований истица указывает на то, что *** она обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику, имеющему 25 летний стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом ею были представлены все необходимые документы. Решением ГУ УПФР *** в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ей было отказано, так по подсчетам ответчика ее стаж составляет 23 года и 3 дня. При этом ответчик необоснованно не включил ей в стаж следующие периоды педагогической деятельности:

- *** – работу в должности организатора детского движения с ведением уроков родного языка 8 часов в *** школе, всего 1 год; - нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства ***, всего 24 дня; - нахождение в учебном отпуске ***, всего 11 месяцев 3 дня. При сложении всех не включенных ответчиком периодов ее специальный трудовой стаж по состоянию на *** года составляет 25 лет. Просит признать решение ответчика незаконным, отменить его и обязать включить вышеуказанные периоды ее трудовой деятельности в льготный трудовой стаж и назначить ей пенсию с *** года.

В судебном заседании Калимова З.Х. и ее представитель адвокат Саитгалин А.Г. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ГУ-Управление пенсионного фонда РФ *** Беляева А.А. исковые требования Калимовой З.Х. не признала, просит в удовлетворении иска полностью отказать. Считает решение об отказе в установлении пенсии законным.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Период работы истицы в должности организатора детского движения с ведением уроков родного языка 8 часов в *** школе ***.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из справки, выданной МОУ СОШ ***, тарификационного списка учителей и других работников *** видно, что истица Калимова З.Х. вела уроки татарского языка в 4-8 классах, в количестве 8 часов в неделю, а также проверяла тетради, за что получала заработную плату из фонда заработной платы данного образовательного учреждения.

Из учебного плана этого образовательного учреждения, ранее именовавшегося как *** школа, *** также видно, что татарский язык в указанной школе, наряду с другими предметами, был утвержден в качестве обязательного общеобразовательного предмета.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что истица Калимова З.Х., помимо работы в должности организатора детского движения, выполняла обязанности преподавателя татарского языка в образовательном учреждении для детей в сельской местности.

Должности «преподаватель» и «учитель» предусмотрены пунктом 1 раздела «Наименование должностей», а общеобразовательное учреждение – школы всех наименований, предусмотрены пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2001 года № 781, а также были предусмотрены ранее действующим Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067.

Суд не может согласиться с доводами представителя ГУ-Управление пенсионного фонда РФ *** Беляевой А.А. о том, что истица Калимова З.Х. не имеет право на зачет данного периода в льготный стаж, поскольку не занимала штатную должность преподавателя в данном образовательном учреждении и не выработала норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленную за ставку заработной платы (должностной оклад), как того требовали Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 (далее Правила).

Указанные Правила до 01 сентября 2001 года не содержали таких требований относительно выработки нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) для работников образовательных учреждений для детей находящихся в сельской местности. Кроме того, пенсионное законодательство связывает право на льготную пенсию в связи с профессиональной деятельностью работника, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

При этом ненадлежащее оформление работодателем записи в трудовой книжке работника не лишает такого работника права в судебном порядке устанавливать факт выполнения работы, которая дает ему право на льготное пенсионное обеспечение.

Кроме того, согласно пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, характер и специфика, условия осуществляемой истицей в указанный период времени работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессии, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором работала истица, позволяет засчитать вышеуказанный период ее работы, связанной с преподавательской работой (ведением 8 часов татарского языка в неделю), в льготный педагогический стаж, поскольку данный период имел место до 01 сентября 2000 года.

Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

В период нахождения истицы на курсах повышения квалификации *** она работала в должности учителя начальных классов в *** школе, а *** в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ ***.

Периоды работы истицы в указанных должностях засчитаны ей в льготный стаж работы, что ответчиком не оспаривается.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Анализ упомянутым норм позволяет сделать вывод о том, что периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от производства является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, повышение квалификации является обязательным условием работы педагогических работников.

Следовательно данный период, подлежит зачету в стаж работы по специальности.

Периоды нахождения в учебных отпусках.

В период нахождения истицы в учебных отпусках *** истица работала в должности учителя начальных классов в *** школе, и в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ ***.

Периоды работы истицы в указанных должностях засчитаны ей в льготный стаж работы, что ответчиком не оспаривается.

В п.21 Рекомендации Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы, в целях установления права на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 указано, что периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков, подлежат зачету в стаж для назначении пенсии на льготных основаниях.

Согласно ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Следовательно, периоды пребывания работника в учебных отпусках подлежат зачету в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Калимовой З.Х. удовлетворить.

Признать не незаконным и недействительным решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации ***, в части отказа включить в льготный педагогический стаж работы Калимовой З.Х. следующих периодов:

- *** – работу в должности организатора детского движения с ведением уроков родного языка 8 часов в *** школе, всего 1 год;

- нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства ***, всего 24 дня;

- нахождение в учебном отпуске ***, всего 11 месяцев 3 дня.

Признать период работы Калимовой З.Х. *** в должности организатора детского движения с ведением уроков родного (татарского) языка 8 часов в неделю в *** школе, периодом педагогической деятельности, подлежащим зачету в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ ***, засчитать Калимовой З.Х. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью вышеуказанные периоды трудовой деятельности и назначить Калимовой З.Х. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, ***

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья: Р.М.Гильманов