решение по иску Уразгуловой Г.Г. к УПФ о признании права на пенсию



2-35-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года г.Учалы

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Мухаметкильдина Ф.М., с участием представителя ответчика Беляевой А.А., при секретаре Ахмадеевой З.А., рассмотрел исковое заявление Уразгуловой Г.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Учалы и Учалинском районе о признании права на пенсию и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Уразгулова Г.Г. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в г.Учалы и Учалинском районе с требованием обязать УПФР РФ в Учалинском районе и г.Учалы назначить и выплатить досрочно трудовую пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ***. Свое обращение истица мотивирует тем, что она имеет право на назначение льготной пенсии, однако ответчик своим решением от *** от *** отказал ей в назначении пенсии, незаконно не включив в страж трудовой деятельности периоды работы с *** по *** (1 год 9 месяцев 6 дней) в должности инструктора Республиканского комитета Общества Красного Креста, с *** по *** (4 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры врача-терапевта в санатории - профилактории ОАО «Учалинский ГОК, с *** по ***, *** - ***, *** - *** (5 лет 8 месяцев 2 дня) в должности медицинской сестры по ультразвуковой диагностики в санатории-профилактории ОАО «Учалинский ГОК», с ***-***, ***-***, ***-*** (3 месяца) нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, с *** по *** (9 месяцев 9 дней) - периоды ухода за ребенком до достижения им 3-х лет.

В судебном заседание истица полностью поддержала заявленные требования и просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Беляева А.А. действующая по доверенности, иск не признала и пояснила суду, что у Уразгуловой Г.Г. отсутствует требуемый 30-летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья, поскольку период работы с *** по *** в должности медсестры в санатории-профилактории ОАО «Учалинский ГОК» не подлежит зачету в льготный стаж.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 781 от 29 октября 2002г. Правительством РФ был утвержден список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Данный список содержит перечень учреждений здравоохранения, работа в которых право на льготы. Санатории (курорты) включены в перечень строго определенного профиля, а именно для лечения туберкулеза всех форм, для лечения больных с нарушением опорно - двигательного аппарата, для больных ревматизмом, для гематологических больных и для больных с последствиями полиомиелита и психоневрологических больных. Иные санатории-профилактории не зависимо от их ведомственной принадлежности в данный перечень не включены.

Истица ссылается на положения Постановления Конституционного суда РФ от 03.06.2004г. 11-П, согласно которого ее работа в санатории-профилактории ОАО «Учалинский ГОК», по ее мнению, должна быть приравнена к работе в государственных и муниципальных органах и учреждениях здравоохранения и является основанием для зачета в необходимый стаж при назначении пенсии.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии (пункт № 11) при разрешении споров, возникших в связи с несогласием гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ-137, периода работы, подлежащего, по его мнению, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно Положению о санатории-профилактории ОАО «Учалинский ГОК» данное учреждение является обособленным структурным подразделением ОАО «Учалинский ГОК», задачей которого является организация лечебно-оздоровительного процесса оздоравливающихся в профилактории, предупреждение различных заболеваний и снижение заболеваемости на производстве. Структуру и штатную численность профилактория утверждает генеральный директор комбината, исходя из условий и особенностей деятельности предприятия.

Пленум Конституционного Суда, в своем определении № 84-О от 18.04.2006г. указал, что, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация осуществляется законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П).

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

Исходя из этого, законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.

Выполняемая медицинскими работниками санатория-профилактория ОАО «УГОК» деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому в силу установленных законодателем различий в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанных на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не может быть приравнена к деятельности медицинских работников в указанных в Перечне, утв. Постановлением Правительства № 781, лечебных учреждений, в том числе и санаториев (курортов) прямо перечисленных в Перечне.

Как видно из представленных заявительницей материалов она приступила к трудовой (врачебной) деятельности в санатории-профилактории ОАО УГОК с ***, т.е. в период, когда установленное правовое регулирование не предусматривало включение подобной деятельности в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с п.п. 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ № 173. Кроме того, и ранее действующими положениями (Постановление Совета Министров РСФСР № 1066 от 22 сентября 1999г.) трудовая деятельность в санаториях-профилакториях (за исключением прямо указанных в Перечнях) не влекла возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. При таких обстоятельствах истица, работая медицинской сестрой в санатории-профилактории, имела возможность предвидеть, что она не будет пользоваться правом на досрочную пенсию.

При таких обстоятельствах судом не найдено оснований для удовлетворения требований истицы об обязании ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Учалы и Учалинскому району включить в стаж периодов работы с *** по *** (4 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры врача-терапевта, с *** по ***, *** - ***, *** - *** (5 лет 8 месяцев 2 дня) в должности медицинской сестры по ультразвуковой диагностики в санатории-профилактории ОАО «Учалинский ГОК».

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливался определенными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года № 516. В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов, в том числе и для медицинских работников, повышение квалификации – обязательное условия выполнения работы.

Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ***-***, ***-***, ***-*** (3 месяца) должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Судом проверены доводы истицы о том, что ответчиком необоснованно не зачтён в лечебный стаж период её работы с *** по *** (1 год 9 месяцев 6 дней) в должности инструктора Республиканского комитета общества Красного Креста. Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с п. 3 которого в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась работа по специальности в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Таким образом, период работы истицы с *** по *** (1 год 9 месяцев 6 дней) в должности инструктора Республиканского комитета общества Красного Креста подлежит зачету в лечебный стаж.

В соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 22.05.1996 года №5 п.21 предусмотрено, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ".

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций права на трудовые пенсии в пункте №15 дает следующее разъяснение: При разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Поэтому период с *** по *** (9 месяцев 9 дней) - период ухода за ребенком также подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Учалинском районе и г. Учалы *** от *** в части отказа Уразгуловой Г.Г. во включении в льготный медицинский стаж периоды ее нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ***-***, ***-***, ***-*** (3 месяца), периоды ухода за ребенком до
достижения им 3-х лет с *** по ***, всего 9 месяцев 9 дней, периоды работы с *** по *** (1 год 9 месяцев 6 дней) в должности инструктора Республиканского комитета общества красного креста.

Засчитать Уразгуловой Г.Г. в стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости на льготных условиях ее периоды нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ***-***, ***-***, ***-*** (3 месяца), периоды ухода за ребенком до
достижения им 3-х лет с *** по ***, всего 9 месяцев 9 дней, периоды работы с *** по *** (1 год 9 месяцев 6 дней) в должности инструктора Республиканского комитета общества красного креста.

В удовлетворении исковых требований Уразгуловой Г.Г. Управлению Пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и г. Учалы о признании незаконным решения *** от *** в части отказа во включении периодов работы с *** по *** (4 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры врача-терапевта в санатории - профилактории ОАО «Учалинский ГОК», с *** по ***, *** - ***, *** - *** (5 лет 8 месяцев 2 дня) в должности медицинской сестры по ультразвуковой диагностики в санатории-профилактории ОАО «Учалинский ГОК» и назначении трудовой пенсии по старости с *** отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 суток через Учалинский районный суд.

Судья: Мухаметкильдин Ф.М.

Решение в законную силу не вступило.