Зайцев В.М. к ПФ о защите пенсионных прав



№2-65-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 января 2011 года г.Учалы

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Юлмухаметова З.Х., с участием представителя истца Неудачина В.А., представителя ответчика по доверенности Беляевой А.А., при секретаре Хажиной Р.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева В.М. к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в *** и городе *** о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ

Решением от *** за *** Управление пенсионного фонда РФ в *** и городе *** отказало Зайцеву В.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Истец, обжалуя указанное решение, обратился в суд с иском указав, что Управление ПФ РФ в *** и городе *** при рассмотрении вопросов реализации пенсионных прав УПФ незаконно отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не засчитав в специальный стаж следующие периоды работы:

1) с *** по *** (***) в должности врача-психиатра Государственного коммунального казенного предприятия Атбасарской консультативно-диагностической поликлиники;

2) нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с *** г. по *** ; с *** - *** с *** - *** *** ***

Кроме того, УПФ РФ не был рассмотрен вопрос, что периоды работы:

с *** по *** (***) в должности врача-интерна *** психиатрической больницы (в календарном исчислении).

с *** по *** (***) в должности врача *** психоневрологического дома-интерната (в календарном исчислении).

с *** по *** (***) в должности врача-ординатора, и.о. заведующего туберкулезного отделения *** психиатрической больницы (в календарном исчислении),

подтвержденные справками, как работа в сельской местности следует исчислять в льготном порядке исходя, что 1 год считать за 1 год 3 мес. Поэтому, указанные периоды работы следует засчитать в стаж как *** дня в льготном исчислении.

Истец мотивировал, что на *** ( день обращения в ПФ РФ) его стаж составляет ***., а на момент обращения с иском в суд, т.е. на *** составляет ***.

Во время судебного заседания истец Зайцев В.М. подтвердил иск и пояснил, что работал на всех должностях полный рабочий день, занимал указанные должности согласно штатного расписания медицинских учреждений. Занимаемые им должности за более 30 лет работы в системе здравоохранения связаны с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В связи с изложенным, истец просит включить указанные периоды в льготный стаж, назначить пенсию с момента обращения в ПФ и взыскать судебные расходы.

Представитель ответчика Управления ПФ РФ в *** и городе *** исковые требования не признал по основаниям, указанным в решении УПФР от *** за *** Пояснил, что истец обратился с заявлением в Пенсионный фонд *** ПФ применил 2 вида подсчета стажа. При подсчете в соответствии с Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. №781 стаж истца на момент обращения составил ***

В стаж медицинской деятельности Зайцева В.М. не включены следующие периоды трудовой деятельности :

1) с *** по *** (***) в должности врача-психиатра Государственного коммунального казенного предприятия Атбасарской консультативно-диагностической поликлиники, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением правительства от *** *** (далее именуется - Список) не предусмотрено наименование учреждения.

2) нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с *** г. по *** ;с *** - ***;с *** - *** (*** не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

3) нахождение в отпуске без сохранения заработной платы с *** - *** *** *** *** г.; *** (***), не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Вопрос о льготном исчислении стажа периодов работы истца в сельской местности УПФ не рассматривался по причине отсутствия на тот момент надлежащих справок подтверждающих сельский стаж.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении вопроса по реализации пенсионных прав истца УПФ использовало 2 нормативных документа (Постановление КС РФ № 2-П от 29.01.2004 года и Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года) во взаимоисключающем друг друга контексте, что является неверным, т.к. в конечном итоге подлежит установлению наличие у работника достаточного специального стажа работы, дающего в соответствии с законодательством право на льготную пенсию.

В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с учетом Постановления КС РФ № 11-П от 3.06.2004 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС РФ № 320-О от 5.11.2002 года, гражданин, выполняя соответствующую работу, ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

До 01 января 2002 года действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года №340-1.

Статья 81 указанного Закона РФ также предусматривала, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

В период действия данного Закона порядок исчисления стажа, дающего право на пенсионное обеспечение по выслуге лет, определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». В частности было установлено, что в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья засчитывается время работы, в том числе, в должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6.09.1991 года. Правила, утвержденные п.1 Постановления № 1066, по желанию гражданина могли применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1.11.1999 года.

Как следует из материалов дела, Управлением ПФ РФ в *** и городе *** в специальный стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены периоды работы с *** по *** ***) в должности врача-психиатра Государственного коммунального казенного предприятия *** консультативно-диагностической поликлиники.

Из анализа объяснений истца, записей в его трудовой книжке и представленных справок следует, что начиная с *** по *** с некоторыми перерывами истец работал в *** в должности врача-психиатра. То, что указанное учреждение являлось лечебным, в котором истец занимался лечебной деятельностью у ПФ сомнений не вызвало. И указанный период работы был засчитан в льготный стаж.

Не вызвало сомнений у ПФ и засчитаны в льготный стаж период работы истца с *** по *** в должности врача-психиатра в этом же лечебном учреждении после его переименования в *** консультативно-диагностическую поликлинику.

Но после переименования указанной поликлиники в «Государственное коммунальное казенное предприятие Атбасарской консультативно-диагностической поликлиники», период работы в нем истца с *** по *** (*** в должности врача-психиатра в льготный стаж включен не был по причине, что наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением правительства от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно разъяснения п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», суть которых заключается в том, что при возникновении спора по поводу включения в специальный стаж работы, необходимо исходить в каждом конкретном случае из характера и специфики условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.д.

Кроме того, в целях восстановления прав гражданина суд полагает возможным при разрешении спора использовать все возможные средства доказывания и считает необходимым руководствоваться Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2004 года, дело № 72-ВО4-2, согласно которому подтверждение характера работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть установлено свидетельскими показаниями, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.

Таким образом, свидетельскими показаниями может быть подтвержден как стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так и характер выполняемой им работы.

В связи с этим судом по ходатайству истца были допрошены свидетели Зайцева Г.В. и Ибрагимова О.Н., которые показали, что Атбасарская консультативно-диагностическая поликлиника была переименована в Государственное коммунальное казенное предприятие Атбасарской консультативно-диагностической поликлиники в связи со сменой источника финансирования, однако профиль работы поликлиники не изменился, а Зайцев В.М. продолжал выполнять работу врача-психиатра, занимаясь лечебной деятельностью. Показания свидетелей не вызывают сомнений. Доказательств опровергающие их показания УПФ РФ представлены не были.

Согласно представленных суду документов, на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 4 августа 1998 г. № 737 и решения акима *** по этому вопросу за *** от *** *** ЦРБ, *** консультативно-диагностическая поликлиннника была переименована в Государственное коммунальное казенное предприятие Атбасарской консультативно-диагностической поликлиники, но указанное никаким образом не отразилось на характере той лечебной деятельности, которую вел заявитель и не предопределило различий в условиях и характере профессиональной деятельности её работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что указанный спорный период достаточно доказан записями в трудовой книжке истца, представленными справками, показаниями свидетелей о том, что истец имеет право на включение спорного периода в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В части требований истца о включении в спецстаж периодов нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с *** г. по *** г. ;с *** ***;с *** - *** (***), суд приходит к выводу, что данные требования также подлежат удовлетворению.

С доводами Управления пенсионного фонда РФ в *** и городе *** о том, что данные периоды работы не подлежат включению в спецстаж, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, суд не может согласиться по следующим основаниям.

Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с *** г. по *** ;с *** - ***; подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в указанный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, где в соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 в специальный стаж работы по специальности включалось время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 15 марта 1965 года № 161 «О системе повышения квалификации работников из числа производится в форме курсов специализации, а также курсов усовершенствования».

В спорный период за работником сохранялась заработная плата, а также производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в рамках п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст.27 и 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства №516 от 11.07.2002 года.

Необоснованным также является не включение в медицинский стаж периодов учебы истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с *** - ***

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.

Таким образом, периоды нахождения заявителя на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В части требований истца, что периоды работы:

с *** по *** (***) в должности врача-интерна *** психиатрической больницы (в календарном исчислении).

с *** по *** (***) в должности врача *** психоневрологического дома-интерната (в календарном исчислении).

с *** по *** (***) в должности врача-ординатора, и.о. заведующего туберкулезного отделения *** психиатрической больницы (в календарном исчислении) следует исчислять в льготном порядке исходя, что 1 год считать за 1 год 3 мес. суд приходит к выводу, что данные требования истца также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6.09.1991 года. Правила, утвержденные п.1 Постановления № 1066, по желанию гражданина могли применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1.11.1999 года.

Так в п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:

работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;

в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Сохранить за другими работниками учреждений здравоохранения условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Пленум Верховного Суда РФ в п.11 своего Постановления от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ (ранее действующая редакция) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Из указанного следует, что периоды работы истца:

с *** по 02.07.1981 г. *** в должности врача-интерна *** психиатрической больницы (в календарном исчислении).

с *** по *** (***) в должности врача *** психоневрологического дома-интерната (в календарном исчислении).

с *** по *** (***) в должности врача-ординатора, и.о. заведующего туберкулезного отделения *** психиатрической больницы (в календарном исчислении) следует исчислять в льготном порядке исходя, что 1 год считать за 1 год 3 мес. Итого, в стаж следует засчитать ***

Таким образом, на день обращения в Управление пенсионного фонда РФ в *** и городе *** на *** истца составляет 30 лет 10 мес., т.е. имел право на досрочное назначение пенсии.

Принимая во внимание положение, изложенное в абз. 2 п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому необходимо иметь в виду, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, а также учитывая принятое выше решение о включении в специальный стаж истца спорных периодов работы и требование истца об обязании ответчика назначить ему выплату досрочной трудовой пенсии со дня обращения в пенсионный орган за ее назначением, то есть с ***, суд полагает необходимым обязать Управление пенсионного фонда РФ в *** и городе *** назначить выплату досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган, то есть с ***

В соответствии со ст.ст.98, 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истица судебные расходы, состоящие из расходов на оплату госпошлины в сумме 200 рублей и услуг представителя по составлению искового заявления и представления интересов истца в суде. С учетом объема и сложности дела, степени подготовленности иска, принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым удовлетворить требования истца по возмещению оплаты услуг представителя в сумме 6000 ( шести тысяч) рублей.

На основании изложенного, ч.1 ст. 19, ч.1 п.11 ст. 28 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ», ст. 187 ТК РФ, постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 « О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ», постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, п.1.1. Положения « О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190 и согласованного с Пенсионным фондом РСФСР, Минтруда РСФСР и Минюстиции РСФСР, п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Определения Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2004 года, дело № 72-ВО4-2, п.9, абз. 3 п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Определения Верховного Суда Российской Федерации от 4.06.2004 г., дело № 72-ВО4-2, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 98 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зайцева В.М. удовлетворить.

Признать недействительным и отменить решение УПФ РФ в *** и городе *** от *** за *** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

Обязать УПФ РФ в *** и городе *** засчитать в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следующие периоды работы:

с *** по *** (***) в должности врача-психиатра Государственного коммунального казенного предприятия Атбасарской консультативно-диагностической поликлиники,

нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с *** г. по *** ; с *** - ***;с *** - *** ***

Периоды работы:

с *** по *** в должности врача-интерна *** психиатрической больницы.

с *** по *** в должности врача Володарского психоневрологического дома-интерната.

с *** по *** в должности врача-ординатора, и.о. заведующего туберкулезного отделения *** психиатрической больницы, засчитать в льготном исчислении исходя, что 1 год следует считать за 1 год 3 мес. Всего включить в стаж *** дня в льготном исчислении.

Обязать УПФ РФ в *** и городе *** назначить Зайцеву В.М досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в ПФ то есть с ***.

Взыскать с УПФ РФ в *** и городе *** в пользу Зайцева В.М. госпошлину *** рублей и оплаты услуг представителя в сумме *** рублей. Всего *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней. Судья: З.Х Юлмухаметов.