решение по иску МРП к администрации СП Сафаровский сельсовет об обязании совершить действия



Дело № 2-496/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации


21 марта 2011 года г.Учалы РБ

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Сайфуллиной А.К., с участием старшего помощника Учалинского межрайонного прокурора Расулева Р.С., представителей ответчика Каримовой З.З., Салимова И.С.

при секретаре Айсиной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Учалинского межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения Сафаровский сельсовет муниципального района Учалинский район РБ об обязании принять меры по организации производственного контроля качества воды,

установил:

Учалинский межрайонный прокурор обратился в суд порядке ст.45 ГПК РФ с иском к Администрации сельского поселения Сафаровский сельсовет муниципального района Учалинский район РБ с требованием обязать ответчика разработать рабочую программу производственного контроля и организовать производственный контроль качества воды, подаваемой населению.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что по итогам проведения Учалинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения администрацией сельского поселения Сафаровский сельсовет муниципального района Учалинский район РБ законодательства при организации водоснабжения населения через централизованную систему водоснабжения было установлено, что ответчиком не разработана рабочая программа контроля качества воды, не организован производственный контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети в соответствии с такой программой. Бездействие ответчика влечёт за собой нарушение требований, установленных Законом РБ «О питьевой воде», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01», Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В судебном заседании старший помощник Учалинского межрайонного прокурора Расулев Р.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объёме.

Представители ответчика Каримова З.З. и Салимов И.С. в целом исковые требования признали, пояснив суду, что им не было известно о том, что должна быть принята вышеуказанная программа.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно ст. 8 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относятся разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды.

В силу положений ст. 18 данного Закона РБ качество питьевой воды, получаемой потребителями, должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается: разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий; осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, осуществляют на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке).

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» установлены следующие требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и обеспечению такого производственного контроля:

- пункт 2.4. На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

- пункт 4.1. В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

- пункт 4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

- пункт 4.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям при количестве обслуживаемого населения до 1 тыс. человек с частотой два раза в месяц.

- пункт 4.7. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

Согласно пункту 3 раздела 1 «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения 1 к названным СанПин «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» рабочая программа должна содержать:

3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами:- микробиологические и паразитологические (п.3.3., таблица 1); органолептические (п.3.5., таблица 4); радиологические (п.3.6.,таблица 5); обобщенные (п.3.4.1., таблица 2); остаточные количества реагентов (п.3.4.2., таблица 3); химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения (п.3.4.1., таблица 2 и п.3.4.3., приложение 2 Санитарных правил).

3.2. Методики определения контролируемых показателей.

3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода;

3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.

3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Судом установлено и не оспаривается представителями ответчика, что Администрацией сельского поселения Сафаровский сельсовет МР Учалинский район РБ не разработана рабочая программа контроля качества воды, а также не осуществляется производственный контроль качества воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть и в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

Между тем, отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, неосуществление такого производственного контроля в нарушение требований санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью жителей населенных пунктов, угрозу возникновения и распространения заболеваний. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию сельского поселения Сафаровский сельсовет муниципального района Учалинский район РБ разработать рабочую программу производственного контроля и организовать производственный контроль качества воды, подаваемой населению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья Сайфуллина А.К.

Решение в законную силу не вступило.