№ 2-693-2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 апреля 2011 года г.Учалы
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Юлмухаметова З.Х., с участием представителя заявителя Нигматуллина С.С., представителя администрации МР Учалинский район РБ Салимова И.С., при секретаре Хажиной Р.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Туктарова А.З. об оспаривании решения местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Туктаров А.З. обратился в суд с заявлением о признании решения жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Учалинский район РБ
№ от *** и постановления администрации муниципального района <адрес> РБ № от *** о снятии его с регистрационного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконными, обязании жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района <адрес> РБ и администрацию муниципального района <адрес> РБ устранить допущенные нарушения закона и включить его в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для получения социальной выплаты для приобретения жилья. Срок для подачи заявления просит исчислять с ***, то есть с момента, когда ему стало известно о наличии решения жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района <адрес> РБ № от *** и постановления администрации муниципального района <адрес> РБ № от *** о снятии его с регистрационного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Свои требования мотивировал тем, что *** он был включен в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для получения социальной выплаты для приобретения жилья. *** на заседании жилищно-бытовой комиссии при администрации МР <адрес> РБ было принято решение о снятии его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием послужило то, что на момент постановки его на учет, он был зарегистрирован по месту жительства в составе семьи из четырех человек в квартире, расположенной по <адрес> общей площадью <***>, из них жилой площадью <***> а также, что он является собственником квартиры, расположенной по <адрес> общей площадью <***>, из них жилой площадью 17,8 кв.метров. Суммировав вышеуказанные площади жилых помещений, жилищно-бытовая комиссия пришла к выводу, что он и его семья имеет жилую площадь, более установленной законодательством минимальной нормы, а следовательно, он был неправомерно включен в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. На основании вышеуказанного решения жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района <адрес> РБ № от ***, администрацией МР <адрес> РБ было издано постановление администрации муниципального района <адрес> РБ № от *** о снятии его с регистрационного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Квартира по <адрес> принадлежит его теще Г.С.С.. Он считает, что его незаконно исключили из списка учета граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.
Представитель ответчика Салимов И.С. иск не признал ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 2 ФЗ от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшего на дату подачи Туктаровым заявления о предоставлении жилищной субсидии, средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий, используются только в отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства. На дату обращения Туктаровым А.З. действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР. Пункт 1 ч.1 ст. 29 ЖК РСФСР предусматривает, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Совета Министров автономной республики… Согласно ст. 22 Жилищного кодекса РФ от 7 марта 2001 года, действовавшей на дату обращения с заявлением, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 кв. метров. Совокупная жилая площадь двух жилых помещений, расположенных по <адрес>. Общее количество граждан, зарегистрированных по месту жительства по данным адресам на дату обращения Туктарова А.З. с заявлением о предоставлении жилищной субсидии составляло 5 человек. На одного человека приходилось по 9,1 кв. метров жилой площади. В связи с этим Туктаров А.З. неправомерно был включен в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.
Суд, выслушав стороны, их представителей и изучив материалы дела, считает, что исковые требования Туктарова А.З. подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 258. ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25 июня 1998 г. №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» размер жилой площади для семьи, состоящей их трех и более человек должен составлять по 18 кв.м общей площади жилья на каждого члена семьи.
Как установлено в судебном заседании семья Туктарова А.З. состоит из 4 человек, следовательно, его семье полагается 72 кв.м жилья из расчета 18 кв. м. х 4 чел.= 72 кв.м.
Туктаров А.З. является собственником квартиры, расположенной по <адрес> общей площадью <***> кв.м. из них жилой площадью <***>.
ЖБК необоснованно суммировала заявителю жилплощади по <адрес> и по <адрес> Жилая площадь по <адрес> заявителю не принадлежит, он не является нанимателем данной жилой площади, только зарегистрирован. Эта квартира по <адрес> принадлежит на праве собственности теще заявителя Г.С.С.. Ответчики в своем решении так и указали. Туктаров А.З. со своей семьей временно проживает в квартире, принадлежащей своей теще Г.С.С., а последняя проживает в квартире Туктаровых. ЖБК и администрация МР <адрес> ошибочно полагала, что Г.С.С. является членом семьи заявителя.
В соответствии ч.1 ст.31 ЖК РФ членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
При таких обстоятельствах Г.С.С. не может быть признана членом семьи Туктарова А.З.. Семья Туктарова А.З. имеет на праве собственности квартиру общей площадью 33,1 кв. метра, тогда как им в соответствии с указанным выше Законом полагается 72 кв. метра общей площади (18х4= 72). Даже с учетом совокупной общей площади двух квартир в размере 74 кв. метра, принадлежащих Туктарову А.З. и Г.С.С., семья Туктаровых сохраняет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как за Г.С.С. остается жилье общей площадью 2 кв. метра
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Указанных оснований для исключения Туктарова А.З. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не было. При таких обстоятельствах решение ЖБК при администрации МР <адрес> от *** и постановление главы администрации от ***, не могут быть признаны законными и они подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района <адрес> РБ № от *** и постановление администрации муниципального района <адрес> РБ № от *** о снятии Туктарова А.З. с регистрационного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконными.
Обязать жилищно-бытовую комиссию при администрации муниципального района <адрес> РБ и администрацию муниципального района <адрес> РБ устранить допущенные нарушения закона и включить Туктарова А.З. в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для получения социальной выплаты для приобретения жилья.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья: З.Х.Юлмухаметов