Дело № 2-361/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 13 июля 2011 года г.Учалы Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сайфуллиной А.К., с участием представителей истца Ильясовой Ф.С., Саитгалина А.Г., представителя ответчиков Аралбаева И.М., Саярова Р.Х. при секретаре Айсиной А.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишмухаметовой Р.З. к администрации МР Учалинский район РБ, Министерству труда и социальной защиты населения РБ, МОУ СОШ <***> о защите социальных прав, У С Т А Н О В И Л: Ишмухаметова Р.З. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации МР Учалинский район РБ о защите социальных прав. Свои требования Ишмухаметова Р.З. мотивировала тем, что *** года, она, имея право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах», обратилась в администрацию МР Учалинский район Республики Башкортостан с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. *** года в признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма было отказано. В обоснование отказа ответчик сослался на то, что она проживает в жилом доме по <адрес>, общей площадью <***> кв.метров. Истица полагает отказ ответчика незаконным, поскольку указанное жилое помещение не принадлежит ей на законном основании и какого-либо самостоятельного постоянного (бессрочного) права пользования в нем она не приобрела. Дом, в котором она проживает в настоящее время, является непригодным для проживания. Он был перекатан из сруба бывшей мечети *** годов постройки. В нем очень холодно и отопление в нем печное. В силу ее возраста и материального положения она не может самостоятельно заготавливать дрова для его отопления. Конструктивные элементы дома (его бревенчатые стены, элементы крыши) были проданы ей *** года <***> средней школой как дрова (25 куб.метров) за 5000 рублей. Фактически она имеет полное право разобрать данный дом как законная владелица дров. Согласно данных кадастрового паспорта правообладателем земельного участка значится ее покойная дочь И.Р.С. Однако находящийся на нем дом ее дочери на праве собственности также не принадлежал. Земельный участок находится в государственной собственности. Под влиянием обмана со стороны ответчика она задним числом подписала договор социального найма на данный дом. По мнению истицы данный договор социального найма является ничтожным, поскольку заключен <***> СШ на жилое помещение, которое школа считает служебным. Более того, школа не имела права заключать с нею такой договор, поскольку на каком-либо законном праве он ей не принадлежит. Данный дом не относится ни к муниципальному, ни к государственному жилищному фонду, и не включен в реестр муниципального имущества МР Учалинский район Республики Башкортостан. По-существу данный дом является бесхозяйным объектом и его вообще нельзя назвать жилым домом. Истица утверждает, что вообще не обеспечена жильем, поскольку какого-либо законного права на проживание в доме она не приобрела, она не является его собственником, ни его нанимателем по договору социального найма, также не может признаваться ни членом семьи нанимателя по договору социального, ни членом семьи собственника жилого помещения. Истица просит признать незаконным отказ администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от *** года в признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Признать ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и признать за нею право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленных ст.21 и 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах». Обязать администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан включить ее в льготный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В дальнейшем исковые требования были уточнены. Истица привлекла в качестве соответчиков Министерство труда и социальной защиты населения РБ, МОУ СОШ <***>, третьим лицом - администрацию СП <***> сельский совет МР Учалинский район РБ и просила признать незаконным отказ администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от *** года в признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Признать договор социального найма на жилое помещение – жилой дом, по <адрес>, заключенный между нею и МОУ СОШ <***> в *** года, с указанием даты его заключения *** года, недействительным и ничтожным. Признать ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и признать за нею право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленных ст.21 и 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах». Обязать администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан включить ее в льготный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В судебное заседание истица не явилась, ее интересы представляют Ильясова Ф.С., Саитгалин А.Г., которые поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить. Представитель ответчика администрации МР Учалинский район РБ исковые требования признал частично, полагая возможным признать договор социального найма недействительным, удовлетворив иск в указанной части и отказать в удовлетворении остальных исковых требований. Представитель МОУ СОШ *** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без их участия. Представитель третьего лица - администрации СП <***> сельский совет МР Учалинский район РБ Саяров Р.Х. вынесение решения оставил на усмотрение суда. Представитель ответчика Министерство труда и социальной защиты населения РБ в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без их участия. Исковые требования не признал и просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Изучив материалы дела, выслушав представителей истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, суд приходит к следующему. Согласно удостоверения серии <***> № выданного *** года Ишмухаметова Р.З. имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен умерших участников войны по ст.21 ФЗ «О ветеранах». Данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В частности, в соответствии со ст. 21, 23 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В том числе по п.4 ст.21 данного ФЗ производится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Вместе с тем, в соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 27.07.2010), Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны осуществляется только в том случае, если данная категория граждан в установленном действующим законодательством порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом, принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан осуществляется по единому принципу, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела *** года Ишмухаметова Р.З. обратилась в Администрацию Муниципального района Учалинский район с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Письмом исх № от *** глава администрации МР Учалинский район известил Ишмухаметову Р.З. о том, что для решения вопроса о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ей необходимо представить в жилищный отдел документы, подтверждающие ее право на проживание в жилом помещении, находящемся по <адрес> (договор социального найма или другие документы). При этом было указано, что после предоставления данных документов ее заявление будет рассмотрено на заседании жилищно-бытовой комиссии при администрации и вынесено соответствующее решение, о чем будет сообщено дополнительно. В дальнейшем Ишмухаметовой Р.З. был направлен дополнительный ответ исх.№ от *** исходя из которого видно, что оснований для принятия на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий не установлено, поскольку она проживает в доме, расположенном по <адрес> общей площадью <***> кв.м. По данному адресу зарегистрирована только она одна. Таким образом, на одного человека по месту ее жительства приходится <***> кв.м. общей жилой площади, то есть более установленной учетной нормы. С учетом того, что данное помещение не пригодным для проживания не признано, вопрос о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий будет рассмотрен после принятия решения о признании данного жилья не пригодным для проживания. *** Ишмухаметова Р.З. вновь обратилась к главе администрации МР Учалинский район РБ с заявлением о том, что она не является собственником или нанимателем данного жилого дома и не имеет возможности представить требуемые документы, просит дать однозначный ответ об отказе в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Ответ на данное обращение направлен заявителю не был. Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны следующие категории граждан: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен ст.51 Жилищного кодекса РФ. В частности, п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2005 года № 168-р учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более двенадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Вместе с тем, согласно ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Так, в соответствии с решением Учалинского городского Совета Республики Башкортостан от *** года № учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более двенадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Судом установлено, что Ишмухаметова Р.З. зарегистрирована и проживает по месту жительства по <адрес>. Общая площадь жилого дома составляет <***> кв.м. По данному адресу зарегистрирован 1 человек: истица Ишмухаметова Р.З. Таким образом, на одного члена семьи Ишмухаметовой Р.З. приходится <***> кв.м. общей площади жилого помещения, которая превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемого для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установленную нормативным правовым документом (12 кв.м.). Как видно из договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда *** между Ишмухаметовой Р.З. и МОУ СОШ <***> Ишмухаметовым Р.К. был заключен договор социального найма на изолированное жилое помещение, состоящее из <***> комнат <***> кв.м., в том числе жилой площадью <***> кв.м., расположенного по <адрес>. В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В силу положений ст.15, 16,17,18,19,60,61, 62, 87 ЖК РФ договоры социального найма могут быть заключены только в отношении жилых помещений относящихся к жилищному фонду социального использования. При этом под жилищным фондом социального использования понимается совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно ответа Комитета по управлению собственностью Министерства имущественных отношений РБ по г.Учалы и Учалинскому району дом, расположенный по <адрес> в числе объектов муниципального имущества не зарегистрирован ( л.д.163). Исходя из выписки из реестра муниципального имущества муниципального района Учалинский район РБ № от *** года по состоянию на *** МОУ СОШ <***> МР Учалинский район РБ на праве оперативного управления принадлежит квартира учителей, расположенная по <адрес>. По справке данной бухгалтерией отдела образования жилой дом *** года постройки, находящийся по <адрес> под инвентарным № числится на МОУ СОШ <***> балансовой стоимостью <***> руб.<***> коп, без остаточной стоимости (л.д.68). Статьей 63 ЖК РФ установлено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Судом установлено, что решение о предоставлении Ишмухаметовой Р.З. жилого помещения, расположенного по <адрес> органом местного самоуправления не принималось, полномочия о заключении данного договора директору МОУ СОШ <***> не предоставлялись. В частности, из ответа директора школы видно, что решение о предоставлении по договору социального найма жилого помещения по <адрес> Ишмухаметовой Р.З. не принималось. Плату за наем жилого помещения и коммунальные услуги по договору социального найма она не производила и не производит (л.д.136). Из договора социального найма видно, что он датирован *** года и подписан директором МОУ СОШ <***> И.Р.К. Между тем, по выписке из распоряжения № от *** года И.Р.К. назначен директором муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <***> муниципального района Учалинский район *** года ( л.д.15-17,135). Как пояснила суду представитель истицы данный договор был фактически заключен в *** году, по рекомендации жилищного отдела администрации МР Учалинский район. В судебном заседании И.Р.К. также подтвердил, что подписал договор в *** года. При таких обстоятельствах, договор социального найма на жилое помещение – жилой дом, по <адрес>, заключенный между МОУ СОШ <***> и Ишмухаметовой Р.З. от *** года, является недействительным и ничтожным. Вместе с тем, по мнению суда, признание договора социального найма недействительным не может повлечь за собой удовлетворение остальных исковых требований истицы. Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с п.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Согласно п.42 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Следовательно, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, и проживающий в нем участник войны не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета он не подлежит. Исходя из данных положений закона, судом было поручено Администрации Муниципального района Учалинский район создать межведомственную комиссию для оценки жилого помещения, расположенного по <адрес>, на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 494 от 02.08.2007г. По представленному суду акту обследования помещения от *** года №. фундамент от земли <***>. имеет трещины, выпад камня. Состояние бревен не удовлетворительное, 2 нижних венца бревен поражены гнилью. Наблюдаются выпучивания, прогибы, перекосы оконных и дверных косяков. В стенах присутствует гниль. Полы имеют прогибы и просадки, стирание досок. Полы зыбкие с уклоном в сторону просевшего фасада. Крыша не окрашена, имеется отслаивание некоторых листов, ржавчина. Печь имеет глубокие продольные трещины. В процессе эксплуатации здания капитальный ремонт не производился. Для обеспечения нормальной эксплуатации здания необходим капитальный ремонт несущих и ограждающих конструкций: в отношении фундамента – усиление существующего или устройство нового под внутренней несущей стеной; в отношении сиен – частичная переборка с удалением сгнивших участков и добавлением нового материала, замена нижних венцов, выравнивание внутренней несущей стены, конопатка трещин, обязательное усиление теплозащиты стен путем устройства теплозащитного слоя и наружной обшивки или штукатурки; в отношении кровли – замена кровельного покрытия или очистка от ржавчины и окраска кровли; в отношении полов – выравнивание поверхности пола, перестилка дощатого покрытия с заменой сгнивших частей; в отношении окон – ремонт переплетов с усилением теплозащиты; в отношении дверей – заменить разрушенные части. На основании данного акта комиссией сделано заключение № от *** года. Согласно заключения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 4 от 28 января 2006г., продолжении процедуры оценки жилого помещения после проведения капитального ремонта. В соответствии с заявленным ходатайством судом была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено негосударственному судебному эксперту М.Р.Д. По заключению эксперта № от ***. физический износ дома в целом составляет 58,7%. Стоимость минимально необходимого ремонта дома составит <***> рублей. Оцениваемый дом находится у нижнего предела диапазона ввиду крайней изношенности построек, его остаточная стоимость <***> рублей и при затратах по ремонту в <***> рублей (почти половина стоимости нового дома) его потребительские качества улучшаться незначительно ввиду износа остальных конструктивных элементов. Данное заключение эксперта принимается судом во внимание, вместе с тем, жилой дом, в котором проживает истица Ишмухаметова Р.З., в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан. Таким образом, в соответствии с представленными документами и действующим в настоящее время законодательством оснований для признания члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны нуждающимся в жилом помещении, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется. В настоящее время Ишмухаметова Р.З. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью учетной нормой. Судом принимается во внимание утверждение истицы и ее представителей, что спорный дом был приобретен ею в *** года на слом как дрова, а также то, что земельный участок на котором он расположен ей не принадлежит. В частности, по квитанции к приходному кассовому ордеру от *** от Ишмухаметовой Р. принято за 25 куб.м дров (дом) <***> рублей ( л.д.14). Вместе с тем, судом установлено, что в данном доме с *** года проживала дочь истицы – И.Р.С. ( л.д.172), затем в *** году к ней вселилась ее мать – Ишмухеметова Р.З. Как пояснила суду представитель истицы Ильясова Ф.С. у Ишмухаметовой Р.З. имелся свой частный дом в <адрес>, однако поскольку он находился рядом с кладбищем, она боялась в нем жить и продала его, переехав жить к дочери (протокол судебного заседания от 13 июля 2011г.). После смерти дочери в *** года ( л.д.24) Ишмухаметова Р.З. осталась проживать в спорном доме (л.д. 168-180) приобретя фактически право собственности на него посредством заключения договора купли-продажи «конструктивных элементов дома» (дословно по тексту иска). Из кадастрового паспорта земельного участка № от *** года видно, что правообладателем земельного участка с кадастровым №, по <адрес>, на котором расположен спорный дом по настоящее время является умершая дочь истицы – И.Р.С. ( л.д.23). При этом, суд полагает обоснованными доводы представителя ответчика – администрации МР Учалинский район РБ о том, что данная сделка была оформлена в качестве сделки по купле-продаже дров для того, чтобы прикрыть фактически сделку по продаже дома. В силу положений ст. 213 ГК РФ в собственности граждан или юридических лиц может находится любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Согласно ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим в силу п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Частью 2 ст.218 ГК РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Частью 1 ст. 556 ГК РФ предусмотрено, что передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Согласно ст.209, 288 Гражданского кодекса РФ, ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение или пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. Право пользования жилым помещением собственника может возникать у различных участников жилищных правоотношений по разным основаниям (ч. 2 ст. 30, ст. 33, ст. 34 ЖК РФ), в том числе и посредством предоставления собственником жилого помещения членам его семьи (ч. ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ). С учетом вышеизложенного, по мнению суда, Ишмухаметова Р.З., проживая в доме с 2003 года, имела возможность оформить право собственности на указанное домовладение и поддерживать дом в надлежащем состоянии, либо поставить вопрос перед балансодержателем дома о проведении в нем капитального ремонта. Между тем, злоупотребляя своим правом истица не приняла меры по регистрации права собственности на спорный дом и приведению его в надлежащее состояние. При этом вопрос о выселении истицы из занимаемого ею дома никем и никогда не ставился. В частности, из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ № от *** видно, что Ишмухаметова Р.З. в собственности объектов недвижимого имущества не имеет. По справке Учалинского городского филиала ГУП БТИ РБ № от *** Ишмухаметова Р.З. жилье не приватизировала. Исходя из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Ишмухаметова Р.З. является собственницей земельного участка расположенного по ***, примерно в 1,5 км по направлению на северо-восток (паевые земли) для использования в сельскохозяйственных целях. По справке директора МОУ СОШ <***> МР Учалинский район РБ № от *** жилой дом, в котором проживает Ишмухаметова Р.З., расположенный по <адрес> состоит на балансе МОУ СОШ <***> МР Учалинский район РБ и не приватизирован. По выписке из похозяйственной книги выданной администрацией сельского поселения <***> МР Учалинский район Ишмухаметова Р.З. проживает в доме, расположенном по <адрес> не приватизирован. Утверждения истицы о том, что она не имеет возможности приватизировать дом, голословны и доказательствами не подтверждены, поскольку суду не представлены доказательства того, что истица обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о передаче занимаемого ею жилого помещения в ее собственность, либо с иском о признании права собственности за нею и в удовлетворении ее заявлений было отказано. Доводы представителя истицы о том, что дом по настоящее время находится на балансе школы косвенно подтверждают доводы представителя ответчика о том, что директор МОУ СОШ <***> И.Р.К. являясь родственником истицы Ишмухаметовой Р.З. не предпринял мер по снятию спорного дома с баланса школы, а Ишмухаметова Р.З. не приняла мер по надлежащей регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества. Доводы представителя истицы о том, что данный дом, в установленном законом порядке жильем относящимся к специализированному жилищному фонду не признан, не могут послужить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку судом установлено, что Ишмухаметова Р.З. не является работником школы, не вышла на пенсию работая в школе, данное жилое помещение не было ей предоставлено в качестве служебного жилого помещения. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Ишмухаметовой Р.З. о признании незаконным отказа администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от *** года в признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и признании за нею право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленных ст.21 и 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах», а также обязывании администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан включить ее в льготный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ишмухаметовой Р.З. удовлетворить частично. Признать договор социального найма от *** года на жилое помещение – жилой дом, расположенный по <адрес>, заключенный между Ишмухаметовой Р.З. и МОУ СОШ <***> недействительным. В удовлетворении исковых требований Ишмухаметовой Р.З. к администрации МР Учалинский район РБ, Министерству труда и социальной защиты населения РБ, МОУ СОШ <***>, администрации СП <***> МР Учалинский район РБ о признании незаконным отказа администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от *** года в признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма; признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и признании за нею право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленных ст.21 и 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах», а также обязывании администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан включить ее в льготный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма отказать за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Учалинский районный суд РБ. Судья Сайфуллина А.К.
Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории
граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания
международного договора.