№ 2-888/ 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июля 2011 года. г.Учалы РБ Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Юлмухаметова З.Х., с участием помощника Учалинского межрайонного прокурора Расулева Р.С., представителей ответчика Набиуллина Р.В. и Ситаева А.В., при секретаре Галеевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Учалинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Негосударственному образовательному учреждению начального профессионального образования Учалинская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ) об обязании разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, У С Т А Н О В И Л: Учалинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Учалинской АШ РОСТО ДОСААФ об обязании разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Заявление мотивировано тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что Учалинская АШ РОСТО ДОСААФ имеет стационарный и передвижные источники загрязнения атмосферы: <***> автотранспортных средств, <***> учебных агрегата (двигатели от грузового автотранспорта) при эксплуатации которых производятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в виде оксида азота, сажи, углерода в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Ответчик обязан разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить документы для получения разрешения на выброс. Представители ответчика Набиуллин Р.В. и Ситаев А.В. исковые требования признали и представили заявление о признании исковых требований. Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчика, мнение прокурора, суд считает заявление подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года №183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Согласно п.8 Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Пункт 9 Положения предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). На территории РБ таким территориальным подразделением является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ. Согласно ст.ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также -природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. В связи с тем, что у ответчика отсутствуют разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выбросы, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, ответчиком не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, иск предъявляется в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Пунктом 1. ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Ст.22 ГПК РФ устанавливает, что исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов. Согласно ст.ст. 204,206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает необходимым принять признание иска ответчиком, поскольку согласно ст. 39 ГПК РФ это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов сторон. В соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования Учалинская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ) разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Ответчик обязан исполнить решение суда по настоящему иску в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней. Судья Юлмухаметов З.Х.