Решение по иску Вильдановой Э.У. к Пенсионному фонду РФ о защите пенсионных прав.



№2-1000-2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 августа 2011 года г.Учалы, РБ

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: судьи Адельгариевой Э.Р., с участием истца Вильдановой Э.У., представителя ответчика Бахтияровой А.Ф., действующей на основании доверенности , при секретаре Галеевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вильдановой Э.У. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и г.Учалы РБ о защите пенсионных прав,

у с т а н о в и л :

Истица Вильданова Э.У. обратилась в суд о признании незаконным и отменить решение Пенсионного Фонда РФ в Учалинском районе и г.Учалы РБ от *** года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. С требованиями об обязании ответчика засчитать в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения её в учебных отпусках с *** по *** года и с *** по *** года – (<***> дней); на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с *** по *** года и с *** по *** года (<***>); в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с *** по *** года (<***> месяцев <***> дней), обязав назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня первого обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с *** года.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования и пояснила, что *** года она обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику, имеющей <***> летний стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Решением ГУ УПФР в Учалинском районе и г.Учалы РБ от *** года в назначении пенсии - досрочной трудовой по старости было отказано. При этом, в стаж педагогической деятельности, по двум вариантам подсчета ответчиком были засчитаны отдельные периоды ее трудовой деятельности, продолжительностью <***> года <***> месяц <***> дней. Ответчиком безосновательно не были включены периоды педагогической деятельности периоды: нахождения её на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком и период нахождения её в учебных отпусках. Всего, по мнению Вильдановой Э.У., ответчик необоснованно не засчитал <***> месяцев <***> дней.

Представитель ответчика исковые требования истца не признала и пояснила суду, что Вильдановой Э.У. обоснованно было отказано в назначении пенсии, поскольку у истицы не хватает пенсионного стажа для назначения досрочной пенсии по старости. Спорные периоды не были включены в льготный стаж, как не предусмотренные правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

По требованию о включении в стаж периода нахождения в учебных отпусках.

Досрочное назначение пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Вместе с тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Кроме того, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

По Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости по льготным основаниям, в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 30 ФЗ №173 и Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004г. установлено, что в целях реализации пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе и на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (до 01.01.2002г.). Следовательно, должны применяться следующие нормативно правовые акты: Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ», постановление Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991г., для периода работы до 01 ноября 1999г., Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г., применяется к периодам работы, после 01 ноября 1999г., Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., для периодов протекавших после 12 ноября 2002г.

В период работы Вильдановой Э..У. ей предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска и в соответствии с действовавшим законодательством производились выплаты взносов на государственное социальное страхование.

Основами законодательства СССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР главами 4-ой и 12-ой работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Согласно п.5 ст.68 КЗоТ РСФСР в редакции 1971 года (действовавший до февраля 2002 года) ежегодные дополнительные отпуска предоставляются и в других случаях, предусмотренные законодательством. В связи с этим учебные отпуска, предоставление которых предусматривались Кодексом, следует рассматривать как разновидность дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу статьи 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со ст.173 Трудового Кодекса РФ, работникам, направленным на обучения работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель представляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывалась в стаж педагогической деятельности.

Статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, учебный отпуск является дополнительным оплачиваемым отпуском, в связи с этим периоды нахождения истицы в учебных отпусках с *** по *** года и с *** по *** года подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

По требованию о включении в стаж периода нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком:

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990г. №1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенок в целом Вильдановой начался в период действия названых нормативных актов, а также с учетом положений ч.2 ст. 6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с *** по *** года, до достижения ребенком полуторагодовалого возраста также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Суд также находит неправомерным отказ ответчика включить в специальный стаж педагогического работника период нахождения истца на курсах повышения квалификации с *** по *** года и с *** по *** года по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года (пункт №11) при разрешении споров, возникших в связи с несогласием гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ-137, периода работы, подлежащего, по его мнению, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливался определенными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года. В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Проведя анализ представленных доказательств, суд находит исковые требования истицы подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку на день обращения к ответчику стаж педагогической работы истицы составлял <***> лет <***> месяца <***> дней.

Согласно п.19 ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается истцу со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.

Таким образом, право на досрочную пенсию у Вильдановой Э.У. при наличие требуемого законом стажа возникло со дня обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с *** года.

В соответствии с положением ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере <***> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Учалинском районе и г.Учалы РБ от *** года об отказе Вильдановой Э.У. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Учалинском районе и г.Учалы РБ засчитать в специальный для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения Вильдановой Э.У.:

в учебных отпусках с *** по *** года и с *** по *** года;

в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с *** по *** года;

на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с *** по *** года и с *** по *** года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Учалинском районе и г.Учалы РБ назначить Вильдановой Э.У. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с *** года.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в Учалинском районе и г.Учалы РБ госпошлину в доход государства <***> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Учалинский районный суд РБ.

Судья: Адельгариева Э.Р.