Гатауллин Р.Я. к Администрации МР Учалиснкий район о восстановлении нарушенных жилищных прав



Дело № 2-1154/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

03 октября 2011 года г.Учалы

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сайфуллиной А.К.,

с участием истца Гатауллина Р.Я., его представителя Салихова Э.Н.

представителя ответчика Салимова И.С.

при секретаре Рысаевой Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатауллина Р.Я. к Администрации МР <***> о восстановлении нарушенных жилищных прав

У С Т А Н О В И Л

Гатауллин Р.Я. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального района <***> район о восстановлении нарушенных жилищных прав.

Свои требования истец мотивировал тем, что является участником боевых действий в <***>, с составом семьи из 4-х человек состоял в первоочередном списке на улучшение жилищных условий по ОАО «<***>» с <***>.

Постановлением Главы администрации <***> и <***> района от <***> ему, как ветерану боевых действий была предоставлена квартира, расположенная по адресу г<***> общей площадью <***> кв.м. В данное время он проживает в этой квартире. Вместе с ним проживают его жена Г.З.Х.., дочь Г.А.Р.., сын Г.И.Р. и племянница Г.А.Р. в отношении которой он является опекуном. После предоставления квартиры он был исключен из списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года. На каком основании и по какой причине ему не известно. Какого либо решения или постановления не было. В <***> он вновь обратился с заявлением на имя главы администрации о восстановлении его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С <***> года он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Истец полагает, что ответчик незаконно исключил его из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года. Иного жилья не имеет, в списках владельцев земельных участков под строительство жилого дома не числиться. Субсидии, положенные ему как ветерану боевых действий, он не получал.

Просит обязать администрацию муниципального района <***> район РБ восстановить его в льготном списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, вставшего на учет до 1 января 2005г., путем постановки на учет с 1996 года, то есть с момента исключения.

В судебном заседании Гатауллин Р.Я. и его представитель полностью поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации муниципального района <***> район Салимов И.С., заявленные требования не признал и просил отказать в удовлетворении иска.

Судом в качестве третьего лица было привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представил заявление, которым просил отказать в удовлетворении иска по основаниям изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, суд приходит к следующему:

Согласно ст.16 ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в числе иных мер социальной поддержки, производится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; Статьей 23.2. данного Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи (п.12).

С учетом положений ст.1, 6 Закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004г., ст.6 Жилищного кодекса РФ, учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г. осуществлялся на основании ст.30,31 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно ст.30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялось по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства. В соответствии со ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течении одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме.

В силу положений ст.6 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ « № 189-ФЗ от 29.12.2004г. с 1 марта 2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Статьями 49-59 ЖК РФ установлены порядок принятия на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, основания и порядок предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов по договорам социального найма, данный Жилищный кодекс введен в действие с 01 марта 2005г. Законом РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004г. и положения вышеуказанных статей не распространяются на действующие до введения в действие Жилищного кодекса РФ жилищные взаимоотношения.

В силу п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с п.1 ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Такая же норма содержится в подп."а" п.7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. N 34, от 23 июля 1993 г. N 726, от 28 февраля 1996 г. N 199).

Как предусмотрено в ст.40 ЖК РСФСР, жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (ст.38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1989 г.).

В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Статьей 33 ЖК РБ, установлено, что жилое помещение, предоставляемое нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы, но не менее девяти квадратных метров на одного человека, кроме случаев предоставления жилых помещений одиноким гражданам.

По материалам дела видно, что Гатауллин Р.Я. был принят на учет нуждающихся в жилье согласно решения профкома <***> <***> от <***> на основании его заявления от <***> С <***> состоял в первоочередном списке на улучшение жилищных условий по ОАО «<***> ГОК».

В соответствии с постановлением администрации <***> и <***> <***> от <***> «Об утверждении списков граждан на предоставление жилой площади во вновь введенном доме по адресу <***>», администрация <***> и <***> утвердила списки граждан на предоставление жилой площади во вновь введенном доме <***> по А.О.З.Т. «<***>», где под № <***> числиться Гатауллин Р.Я. состоящий в первоочередном списке, как выполнивший интернациональный долг в ДРА, с составом семьи 3 человека.

Согласно ответа начальника жилищного отдела администрации МР <***> РБ Гатауллин Р.Я. на учете в администрации <***> и <***> (по месту жительства) в <***>-<***> годах не состоял. Учетное дело на момент предоставления ему жилья находилось по месту его работы – в ОАО «<***>». В настоящее время Гатауллин Р.Я. состоит в администрации МР <***> РБ на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как ветеран боевых действий, на основании его заявления от <***>

Согласно постановлению главы администрации от <***> <***> Гатауллину Р.Я. предоставлена квартира, расположенная по адресу: РБ, <***>, общей площадью <***> кв.м.

Как видно из ордера <***> от <***> выданного Гатауллину Р.Я. для вселения в квартиру <***>, жилая площадь данной квартиры составляет <***> кв.м., общая <***> кв.м. Состав семьи 3 человека – Г.А.Р. жена Г.З.Х.. и сын И <***> года рождения.

Таким образом, в <***> году Гатауллину Р.Я. была представлена квартира в переделах норм, установленных действующими в тот период ЖК РСФСР и ЖК РБ.

Статья 32 ЖК РСФСР предусматривала право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст.32 ЖК РСФСР. В частности, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состояли на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могли быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Снятие с учета осуществлялось органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

По статье 25 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения в пределах социальной нормы, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях изменения жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;

Статьей 29 ЖК РСФСР установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

В силу положений ст.22 Жилищного кодекса РБ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее восьми квадратных метров.

Статьей 25 ЖК РБ установлено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения в пределах социальной нормы, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях изменения жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;

При таких обстоятельствах, исключение Гатауллина Р.Я. из числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, произведено в рамках действующего в то время жилищного законодательства РСФСР.

По свидетельству о рождении I-АР <***> выданному <***> отделом ЗАГС администрации <***> и <***> Г.А.Р. родилась <***>, то есть после представления Гатауллину Р.Я. вышеуказанной квартиры.

По выписке из домовой книги квартиросъемщика племянница истца Г.А.Р. . зарегистрировалась в квартире <***>.

Суду не представлены доказательства того, что Гатауллин Р.Я. до апреля 2008 года обращался с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Как пояснил сам заявитель ранее он никогда не обращался в исполком <***> городского Совета с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства. Его доводы о том, что в профкоме предприятия ему объясняли о том, что списки очередников предприятия утверждаются исполкомом горсовета и поэтому он полагал, что он одновременно с постановкой его на учет на получение жилья в списках на предприятии, автоматически ставится на учет и по месту жительства несостоятельны и не могут послужить основанием для удовлетворения его требований о восстановлении в списках очередников в органе местного самоуправления по месту жительства.

Доводы представителя истца о том, что суду не направлены решения профкома и администрации ОАО «<***>» об исключении Гатауллина Р.Я. из списков очередников и следовательно он должен быть признан состоящим в данных списках принимаются судом во внимание, вместе с тем, данные доводы также не могут послужить основанием для восстановления истца в списках очередников по месту жительства в органе местного самоуправления, поскольку он никогда не обращался с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в исполком <***> городского Совета по месту жительства. Кроме того, в силу положений ст.30,31 ЖК РСФСР орган местного самоуправления не является уполномоченным лицом, ведущим учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы. В соответствии со ст.35 ЖК РСФСР органы местного самоуправления были уполномочены на осуществление контроля за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно действующих в тот период «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представление жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР № 335 от 31.07.1984г. ( с последующими изменениями и дополнениями) копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях в учреждениях и организациях передавались в орган местного самоуправления, который был вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения и организации, если в них включены граждане с нарушением установленных правил принятия на учет (п.15). Таким образом, органы местного управления вели лишь контроль за состоянием учета нуждающихся в жилье граждан.

При таких обстоятельствах, оснований для восстановления истца в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года судом не установлено, следовательно заявленные им требования об обязывании администрации муниципального района <***> восстановить его в очередности как ветерана вставшего на учет до 1 января 2005г. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Гатауллина Р.Я. к Администрации Муниципального района <***> отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Учалинский районный суд РБ в течение 10 дней.

Судья А.К.Сайфуллина