Решение о пререрасчете суммы возмещения вреда.



Дело № 2-1623/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Учалы 21 декабря 2011 года

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Псянчина А.В.

при секретаре Хажиной Р.Х.

с участием представителя ответчика Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Белорецкому району и г. Белорецку Нуриевой Л.Ф.

представителя Управления Федерального казначейства по РБ Абдрахимовой Э.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Негмадьянова Е.Х. к Управлению труда и социальной защиты населения Минтруда по Учалинскому району и г.Учалы о перерасчете ежемесячной суммы возмещения вреда,

у с т а н о в и л:

Негмадьянов E.X. обратился в суд с вышеуказанным иском мотивировав тем, что в связи с увечьем, полученным при <***>, истцу была установлена утрата трудоспособности в размере <***>%, которую истец получал ежемесячно в размере <***> рублей. На основании справки главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан Негмадьянову Е.Х. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности <***>% в связи с <***>. Истец полагает, что с увеличением степени утраты трудоспособности получаемая им денежная компенсация подлежит перерасчету. По представленному истцом расчету ежемесячная денежная сумма в счет возмещения вреда здоровью должна быть равна <***> руб. и выплачиваться с *** года.

На судебное заседание надлежащим образом извещенный истец не явился, входе подготовки дела к судебному разбирательству 08.12.2011 года Негмадьянов Е.Х. заявленные требования поддержал и просил обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Белорецкому району и г. Белорецку оформить документы для выплаты в порядке, предусмотренном законом, Негмадьянову Е.Х. денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с <***> с *** в размере <***> рубль <***> копеек ежемесячно с последующей индексацией, пояснив, что до вступления в силу закона 2001 года Негмадьянов Е.Х. получал компенсацию в процентом соотношении от потери трудоспособности и в настоящее время в связи с увеличением потери трудоспособности имеет право на увеличение денежной компенсации.

Определением Учалинского районного суда РБ от *** года произведена замена ненадлежащего ответчика Управление труда и социальной защиты населения Минтруда по Учалинскому району и г.Учалы на надлежащего Управление труда и социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты населения РБ по Белорецкому району и г. Белорецк.

Представитель ответчика Нуриева Л.Ф. исковые требования не признала, просила отказать в иске в связи с необоснованностью, поскольку денежная компенсации осуществляется в твердой денежной сумме и от увеличения утраты трудоспособности не зависит, решением Учалинского районного суда РБ от *** Негмадьянову Е.Х. установлена сумма ежемесячной компенсации и данное решение не отменено и действует по настоящее время, тем более истцу уже произведена индексация и в случае принятия решения об удовлетворении исковых требований федеральному бюджеты будет причинен ущерб.

Представитель третьего лица Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан с иском не согласна, поддерживает позицию, высказанную представителем ответчика.

Представители соответчиков Министерство труда социальной защиты населения РБ и Федеральной службы по труду и занятости РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От Министерства труда социальной защиты населения РБ поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по мотивам изложенным в письменном возражении от ***.

Возражением от 15.08.2011 г. представитель Министерства труда социальной защиты населения РБ не признав исковые требования Негмадьянова Е.Х. указала, что до вступления в силу 15.02.2011 г. ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда гражданам производилось по п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ, в соответствии с которым вред здоровью возмещался путем выплат денежной суммы в размере заработной платы или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности(с установлением инвалидности). Однако вступившим в силу ФЗ № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, которые не предусматривают изменение сумм компенсации в связи с изменением степени утраты профессиональной трудоспособности. Кроме того, Негмадьянову Е.Х. решением Учалинского районного суда РБ от *** уже установлен размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью истца. Также считает необоснованным требование об установлении суммы компенсации со дня изменения степени утраты трудоспособности, поскольку п. 7 Порядка выплаты ежемесячной компенсации… установлено, что выплаты в случае пересмотра ее размера в связи с изменением группы инвалидности осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (л.д.77-79).

Суд с учетом мнения участников процесса, полагает возможным принятие решения при имеющейся явки.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы гражданских дел , и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 4 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофа на ЧАЭС решения по назначению выплат и его размеру принимаются органом социальной защиты населения в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации.

В ходе судебного заседания достоверно установлено, что Негмадьянов Е.Х. является инвалидом 3 группы вследствие <***> с *** года, имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с <***>. На основании решений Учалинского районного суда РБ от *** года и от *** года, кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от *** Негмадьянову Е.Х. произведен перерасчет суммы ежемесячной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью. Ежемесячная компенсация истцу в возмещение вреда здоровью (ВВЗ) на *** составляла <***> руб. <***> коп. С *** года размер ВВЗ составляет <***> руб.<***> коп., что сторонами и не оспаривается.

Решением Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан с *** года степень утраты профессиональной трудоспособности Негмадьянова Е.Х. составила <***>% бессрочно, что устанавливается справкой и не оспаривается ответчиком.

Заявлением от *** года Негмадьянов Е.Х. просит начальника Управления труда и социальной защиты населения произвести перерасчет денежной компенсации в связи с увеличением потери трудоспособности.

Судом принимаются во внимание доводы ответчика о том, что органы социальной защиты населения не вправе осуществлять перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с увеличением степени утраты профессиональной трудоспособности, так как размер суммы данной компенсации установлен решениями вышеуказанных судов, а также о том, что увеличение с *** года степени утраты профессиональной трудоспособности с <***>% до <***>% не может служить основанием для перерасчета выплачиваемых истцу сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, поскольку оно наступило после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (принят ГД ФС РФ 21.12.2000), которым не предусмотрено изменение сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с изменением степени утраты трудоспособности.

При этом согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», разрешая споры, возникшие по поводу размера сумм возмещения вреда, определенного до 15 февраля 2001 г., судам необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ). Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ). С 6 января 2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181- ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее -Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Исходя п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ начиная с 6 января 2000 г. подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, действовавшей до 15 февраля 2001 г., гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере утраченного заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 (в настоящее время пункт 15) части первой ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степени утраты здоровья (инвалидности), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты установлено, что при определении порядка возмещения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19, 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

При определении порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов-чернобыльцев, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находящихся на их иждивении, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью.

Учитывая, что в *** года Негмадьянову Е.Х. было установлено увеличение степени утраты трудоспособности до <***>%, и последний уже ранее получал суммы возмещения вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" сумма возмещения вреда по мнению суда подлежит увеличению соответственно повышению степени утраты трудоспособности.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о необоснованности перерасчета Негмадьянову Е.Х. размера возмещения вреда, выплачиваемого ему в связи с установлением более высокой степени утраты трудоспособности, суд находит не состоятельными, поскольку истец является получателем сумм возмещения вреда, исчисленных в соответствии с действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений п.25 ч.1 ст.14 базового Закона в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ.

При этом судом установлено, что после внесения изменений в базовый Закон в феврале 2001 года, истцом заявление о выплате ему в возмещение вреда здоровью с 15 февраля 2001 года в твердой денежной сумме не подавалось, в связи с чем то обстоятельство, что факт увеличения величины утраты профессиональной трудоспособности Негмадьянова Е.Х. до <***>% вследствие ухудшения состояния его здоровья, установлен в *** года, то есть после внесения изменений в базовый Закон в феврале 2001 года, по мнению суда не может рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении требований о соответствующем увеличении размера возмещения вреда. Истец является получателем сумм возмещения вреда, исчисленных в соответствии с действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ). Поскольку данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиться (исходя из порядка исчисления сумм возмещения вреда, причитающихся истцу, их размер зависит от степени утраты трудоспособности и должен быть пересчитан при изменении этих обстоятельств).

На основании изложенного расчет ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда исходя из ***% утраты трудоспособности должен быть произведен следующим образом:

Приняв условный месячный заработок за *** года в размере <***> руб. <***> коп. размер возмещения вреда рассчитывается с применением коэффициентов для начисления пенсии: <***>

Размер возмещения вреда, назначенный с *** года, исходя из <***>% утраты трудоспособности составит: <***> руб. <***> коп.

Сумма возмещения вреда подлежит индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с *** г., равного <***>, а с *** г. с учетом коэффициента, равного <***>

<***> руб. <***> коп.

Далее расчет производится по величине прожиточного минимума и применяется за *** год индекс роста ВПМ = <***>.

На основании ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, применяются следующие коэффициенты инфляции:

с 01.01.2004 г. - <***> (постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 847);

с 01.01.2005 г. - <***> (постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2005 №292);

с 01.01.2006 г. - <***> (постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 №246);

с 01.01.2007 г. - <***> (постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 171);

с 01.01.2008 г. - <***> (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 №914);

с 01.01.2009 г. - <***> (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 №914);

с 01.01.2010 г. - 1,1 (постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 № 1024)

Таким образом, сумма возмещения вреда здоровью (далее - ВВЗ) исходя из <***>% утраты трудоспособности составляет:

с *** = <***>. с *** = <***>. с *** = <***>. с *** = <***>. с *** = <***>. с *** = <***>. с *** = <***>. с *** = <***>. с *** = <***>. с *** = <***> <***>.

В соответствии с п. 7 «Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре её размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления и учитывая, что с заявлением о перерасчете суммы возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности с <***>% на <***>% Негмадьянов Е.Х. обратился в органы соцзащиты *** года, следовательно ежемесячная сумма возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности с <***>% на <***>% Негмадьянову Е.Х. в увеличенном размере подлежит выплате с *** года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Негмадьянова Е.Х. к Управлению труда и социальной защиты населения Минтруда по Белорецкому району и г. Белорецку о перерасчете ежемесячной суммы возмещения вреда - удовлетворить.

Обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Белорецкому району и г. Белорецку оформить документы для выплаты Негмадьянову Е.Х. в порядке, предусмотренном законом денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с <***> с *** года в размере <***> рубль <***> копеек ежемесячно с последующей индексацией.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий А.В. Псянчин