№ 2-1236-2011 по иску Негмадьянова соцзащите



Дело № 2-1013-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2011 года г.Учалы РБ

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сайфуллиной А.К.,

с участием истца Негмадьянова Е.Х.,

представителя ответчика Нуриевой Л.Ф.,

при секретаре Айсиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Негмадьянова Е.Х. к Управлению труда и социальной защиты населения Минтруда по <адрес> о перерасчете ежемесячной суммы возмещения вреда,

У С Т А Н О В И Л

Негмадьянов E.X. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Минтруда по <адрес> о перерасчете сумм, назначенных в возмещение вреда здоровью.

Свои требования истец мотивировал тем, что в связи с увечьем, полученным при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ему была установлена утрата трудоспособности в размере <***>%. Он получал ежемесячно денежную компенсацию в размере <***> рублей. На основании справки главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан серии МСЭ - ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности <***>% в связи с аварией на ЧАЭС в ДД.ММ.ГГГГ году. Истец полагает, что с увеличением степени утраты трудоспособности получаемая им денежная компенсация подлежит перерасчету. По представленному им расчету ежемесячная денежная сумма в счет возмещения вреда здоровью должна быть равна <***> руб. и выплачиваться с ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Нуриева Л.Ф. исковые требования не признала, просила отказать в иске в связи с необоснованностью.

Судом в качестве соответчиков были привлечены Министерство труда социальной защиты населения РБ и Федеральная служба по труду и занятости РФ, в качестве третьего лица – Министерство финансов РБ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан.

Представители соответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель Министерства труда социальной защиты населения РБ и представитель Министерства финансов РБ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по мотивам изложенным в письменном отзыве.

Представитель Федеральной службы по труду и занятости РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении дела не обращался. С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, материалы гражданских дел , , выслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему:

В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофа на ЧАЭС решения по назначению выплат и его размеру принимаются органом социальной защиты населения в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Негмадьянов Е.Х. является инвалидом <***> группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ года. Он имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании решения Учалинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года и решения того же суда от ДД.ММ.ГГГГ года, кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года Негмадьянову Е.Х. произведен перерасчет суммы ежемесячной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью. Ежемесячная компенсация истцу в возмещение вреда здоровью (ВВЗ) на ДД.ММ.ГГГГ года составляла <***> коп. С ДД.ММ.ГГГГ года размер ВВЗ составляет <***> коп.

Решением Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ года степень утраты профессиональной трудоспособности Негмадьянова Е.Х. составила <***>% бессрочно (справка ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» серии МСЭ-).

Доводы ответчика о том, что органы социальной защиты населения не вправе осуществлять перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с увеличением степени утраты профессиональной трудоспособности, так как размер суммы данной компенсации установлен решениями вышеуказанных судов, а также о том, что увеличение с ДД.ММ.ГГГГ года степени утраты профессиональной трудоспособности с <***>% до <***>% не может служить основанием для перерасчета выплачиваемых истцу сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, поскольку оно наступило после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (принят ГД ФС РФ 21.12.2000), которым не предусмотрено изменение сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с изменением степени утраты трудоспособности, принимается судом во внимание.

Вместе с тем, согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», разрешая споры, возникшие по поводу размера сумм возмещения вреда, определенного до 15 февраля 2001 г., судам необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ). Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ). С 6 января 2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181- ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее -Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ начиная с 6 января 2000 г. подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.

В соответствии с п.25 ч. 1 ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, действовавшей до 15 февраля 2001 г., гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере утраченного заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 (в настоящее время пункт 15) части первой ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степени утраты здоровья (инвалидности), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты установлено, что при определении порядка возмещения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда.

Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19, 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

При определении порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов-чернобыльцев, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находящихся на их иждивении, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью.

Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ года Негмадьянову Е.Х. было установлено увеличение степени утраты трудоспособности до <***>%, и он уже ранее получал суммы возмещения вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиваться.

Доводы представителей ответчиков и представителя третьего лица о необоснованности перерасчета Негмадьянову Е.Х. размера возмещения вреда, выплачиваемого ему в связи с установлением более высокой степени утраты трудоспособности, нельзя признать правильными, поскольку истец является получателем сумм возмещения вреда, исчисленных в соответствии с действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений п.25 ч.1 ст.14 базового Закона в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ.

Судом установлено, что после внесения изменений в базовый Закон в феврале 2001 года, истец не писал заявление о выплате ему в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ года в твердой денежной сумме.

Поэтому то обстоятельство, что факт увеличения величины утраты профессиональной трудоспособности Негмадьянова Е.Х. до <***>% вследствие ухудшения состояния его здоровья, имел место в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после внесения изменений в базовый Закон в феврале 2001 года, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении требований о соответствующем увеличении размера возмещения вреда. Истец является получателем сумм возмещения вреда, исчисленных в соответствии с действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ). Поскольку данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиться (исходя из порядка исчисления сумм возмещения вреда, причитающихся истцу, их размер зависит от степени утраты трудоспособности и должен быть пересчитан при изменении этих обстоятельств).

На основании изложенного расчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда исходя из <***>% утраты трудоспособности должен быть произведен следующим образом:

Приняв условный месячный заработок за <***> года в размере <***> коп. размер возмещения вреда рассчитывается с применением коэффициентов для начисления пенсии: <***> коп. х6,7х 6x2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,8 х 1,3 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2x1,05x1,15 = <***>

Размер возмещения вреда, назначенный с ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из <***>% утраты трудоспособности составит: <***> х <***>% = <***>.

Сумма возмещения вреда подлежит индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132):

<***>. х 1,581x1,515 =<***> коп.

Далее расчет производится по величине прожиточного минимума и применяется за 2002 год индекс роста ВПМ = 1,64, за 2003 год = 1, 251, 2004 год - 1,145.

На основании ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, применяются следующие коэффициенты инфляции:

с 01.01.2004 г. - 1,1 (постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 847);

с 01.01.2005 г. - 1,11 (постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2005 №292);

с 01.01.2006 г. - 1,09 (постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 №246);

с 01.01.2007 г. - 1,08 (постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 171);

с 01.01.2008 г. - 1,105 (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 №914);

с 01.01.2009 г. - 1,13 (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 №914);

с 01.01.2010 г. - 1,1 (постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 № 1024)

Таким образом сумма возмещение вреда здоровью (далее - ВВЗ) исходя из <***>% утраты трудоспособности составляет:

с ДД.ММ.ГГГГ г. = <***>. х 1,64 = <***>. с ДД.ММ.ГГГГ г. = <***> коп. х 1,251 = <***> коп. с ДД.ММ.ГГГГ г. = <***>. х 1,145 = <***>. с ДД.ММ.ГГГГ г. = <***>. х 1,1 = <***>. с ДД.ММ.ГГГГ г. = <***>. х 1,11 =<***>. с ДД.ММ.ГГГГ г. = <***>. х 1,09 = <***>. с ДД.ММ.ГГГГ г. = <***> коп. х 1,08 = <***>. с 01.01.2008 г. = <***>. х 1,105 = <***>. с ДД.ММ.ГГГГ г. = <***> х 1,13 = <***>. с ДД.ММ.ГГГГ г. = <***>. х 1,1 = <***>

В соответствии с пунктом 7 «Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре её размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Судом установлено, что с заявлением о перерасчете суммы возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности с <***>% на <***>% Негмадьянов Е.Х. обратился в органы соцзащиты ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно ежемесячная сумма возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности с <***>% на <***>% Негмадьянову Е.Х. в увеличенном размере подлежит выплате с ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Негмадьянова Е.Х. удовлетворить частично.

Признать за Негмадьяновым Е.Х. право на получение с ДД.ММ.ГГГГ года денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере <***>. ежемесячно с последующей индексацией.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Учалинский районный суд Республики Башкортостан.

Судья: А.К.Сайфуллина