Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Учалы 18 июня 2012 года Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Псянчина А.В. при секретаре Айсиной А.Ф. с участием истицы Аллаяровой Г.Г., представителя ответчика Беляевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аллаяровой Г.Г. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г.Учалы и Учалинском районе о защите пенсионных прав, у с т а н о в и л : Аллаярова Г.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и г.Учалы. Просит признать не соответствующим требованиям закона (незаконным) решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и городе Учалы Республики Башкортостан от <***> года в части не включения в льготный трудовой педагогический стаж следующих периодов её трудовой деятельности - с <***> г. по <***> г. - период работы в должности воспитателя Учалинского дома детства, продолжительностью 4 года 2 месяца 13 дней и с <***> г. по <***> г. – период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, продолжительностью 5 дней, поскольку оценивая её педагогический стаж в учреждениях для детей, ответчик в стаж педагогической деятельности, по двум вариантам включил лишь отдельные периоды ее трудовой деятельности. Считает, что решение ответчика основано на неправильном применении закона и подлежит отмене в части. В судебном заседании Аллаярова Г.Г. требования поддержала, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика Беляева А.А. иск не признала и пояснила, что истице обоснованно отказано в установлении досрочной пенсии, поскольку отсутствует требуемый законом 25-летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, учреждение Дом Детства не предусмотрено. В стаж педагогической деятельности не включены и нахождение на курсах повышения квалификации, поскольку не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 года № 781. Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях ни работников, в том числе в их праве на пенсию по выслуге лет. Согласно Постановлениям Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года и от 03 июня 2004 года права, приобретенные до принятия Закона №173 ФЗ, не могут быть отобраны. Они подлежат разрешению на основе законоположений, действовавших до принятия Закона № 173 –ФЗ. Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсии по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. До установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальных стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. В пункте 9 Постановления № 25 Пленума верховного суда РФ от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 ст. 28 названного Закона), периоды ее работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» определено, что Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по соглашению с пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В указанных нормативных актах, должность воспитателя входит в перечень Списков должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и учреждениях для детей. Согласно записи в представленной истицей трудовой книжке, с <***> года по <***> года, Аллаярова Г.Г. работала воспитателем в Учалинском доме детства. Из представленной справки № <***> от <***> года, выданной ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Учалинский детский дом Республики Башкортостан, следует, что 01 декабря 1990 года Учалинский детский дом Республики Башкортостан, на основании Приказа Министерства народного образования Башкирской АССР № 3819 от 01.12.1990 года переименован в Учалинский дом детства. 15 ноября 2002 года Учалинский дом детства Республики Башкортостан на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан № 374 от 30 апреля 2002 года и Перечня образовательных учреждений Республики Башкортостан (свидетельство ОГРН № 1020202282022), переименован в Учалинский детский дом Республики Башкортостан. 24 мая 2007 года Учалинский детский дом Республики Башкортостан, на основании Приказа Министерства образования Республики Башкортостан от 24 мая 2007 года № 2065, переименован в ГОУ Учалинский детский дом Республики Башкортостан. В соответствии с приказом Министерства образования РБ от 26.08.2009 г. № 17-17 ГОУ Учалинский детский дом РБ переименован в ГБОУ Учалинский детский дом РБ. Согласно лицензии № 2196 от 23.12.2010 г. ГБОУ учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Учалинский детский дом РБ разрешено право ведения образовательной деятельности. В соответствии с должностными инструкциями воспитателя 1992 г. и 2012 г. функции и обязанности воспитателя существенно не изменились, в связи с чем ссылку представителя ответчика на приказ Министерства народного образования БАССР № 593 от 30.08.1990 г. суд находит несостоятельной, тем более представитель ответчика пояснила, что должностные инструкции до и после указанного приказа ими не исстребовались и в наблюдательное дело не приобщались. Исходя Устава ГУ «Учалинский дом детства» и ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Учалинского детского дома следует, что цели и предмет этих учреждений едины – организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22 сентября 1999 года №-1067 предусматривает, Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществляющейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данное регулирование можно рассматривать как переходное в рамках проводимой пенсионной реформы, предполагающей, что пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет педагогических работников в частных и ведомственных учреждениях будет осуществляться на основе разработки отдельных предложений о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет в отношении работников школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными. Вместе с тем это не может означать, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих пенсионных правах, в том числе праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. Иное означало бы нарушение указанных выше Конституционных принципов и норм федерального законодательства. В силу статей 4 (часть 2) и 15 (часть 1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципами Верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (ст.115, ч.1 и 3 Конституции РФ). При таких обстоятельствах суд считает необходимым включить в стаж истицы работы в должности воспитателя Учалинского Дома Детства, поскольку совокупностью представленных истцом доказательств подтвержден факт исполнения педагогических функций Аллаяровой Г.Г. в Учалинском Доме детства. В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Справкой № <***> от <***> г. подтверждается факт нахождения Аллаяровой Г.Г. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Исходя удостоверения от <***> г. Аллаярова Г.Г. находилась на курсах повышения квалификации с <***> г. по <***> г. в Башкирском институте развития образования по специальности коррекционная педагогика. Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В связи с чем, период нахождения Аллаяровой Г.Г. на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а соответственно период по заявленным истицей требованиям с <***> г. по <***> подлежит зачету в стаж работы по специальности. Согласно п.19 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается истцу со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом. В силу ст. 98 ГПК РФ с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и городе Учалы Республики Башкортостан подлежит взысканию оплаченная истицей государственная пошлина в сумме <***> руб. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и городе Учалы Республики Башкортостан от <***> года в части не включения в льготный трудовой педагогический стаж трудовой деятельности Аллаяровой Г.Г.: с <***> г. по <***> г. - период работы в должности воспитателя Учалинского дома детства, продолжительностью 4 года 2 месяца 13 дней и с <***> г. по <***> г. – период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, продолжительностью 5 дней. Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и г. Учалы Республики Башкортостан, засчитать периоды <***> г. по <***> г. и с <***> г. по <***> г. трудовой деятельности Аллаяровой Г.Г. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, с назначением досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, со дня первого обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с <***> года. Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Учалинском районе и городе Учалы Республики Башкортостан расходы по оплате госпошлины в пользу Аллаяровой Г.Г. в размере <***> руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Учалинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий А.В. Псянчин