Дело № 2-926/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 августа 2012 года г.Учалы, РБ Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сайфуллиной А.К., с участием старшего помощника Учалинского межрайонного прокурора Расулева Р.С. истца Щерба А.Н., представителя ответчика Юмагужина А.А., представителя отдела опеки и попечительства А.Ф.Г.., при секретаре Рысаевой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Учалинского межрайонного прокурора в интересах Щерба А.Н. к Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании ответчика обеспечить жилым помещением не ниже установленных социальных норм, У С Т А Н О В И Л: Учалинский межрайонный прокурор РБ действуя в интересах Щерба А.Н. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории <адрес> РБ, мотивируя требования тем, что Щерба А.Н. осталась без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Однако жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ей не предоставлено. В связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд за зашитой права данного лица и просит обязать администрацию МР <адрес> район РБ обеспечить Щерба А.Н. жилым помещением не ниже установленных социальных норм (не менее 14 кв.м.) по месту жительства. В судебном заседании старший помощник Учалинского межрайонного прокурора Расулев Р.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Щерба А.Н. требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить, поскольку закрепленного жилья не имеет, в настоящее время не учится, находится в отпуске по уходу за ребенком, проживает с сестрой в ее комнате в общежитии. Представитель Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Юмагужин А.А. иск не признал, пояснив суду, что Щерба А.Н. в настоящее время не окончила учебное заведение, в связи с чем она не может быть обеспечена жильем. Просит в удовлетворении исковых требований к Администрации МР <адрес> отказать. Судом в качестве третьих лиц были привлечены Правительство Республики Башкортостан, Министерство финансов РБ, Министерство образования РБ, Министерство экономического развития и Министерство земельных и имущественных отношений РБ, а также орган опеки и попечительства администрации МР <адрес>. Представитель органа опеки и попечительства А.Ф.Г.. пояснила суду, что Щерба А.Н. признана нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору найма, но в настоящее время жильем она обеспечена быть не может, поскольку еще не окончила учебное заведение. Представители третьих лиц - Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Министерства экономического развития и Министерства земельных и имущественных отношений РБ в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Министерство образования РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ и Министерство экономического развития РБ представили суду отзывы на исковые требования, а также ходатайства о рассмотрении дела без их участия. Представители Правительства Республики Башкортостан и Министерства финансов РБ в судебное заседание не явились, отзывы не представили, с ходатайством о рассмотрении дела без их участия, либо об отложении судебного заседания не обращались. В адрес указанных третьих лиц в ходе подготовки дела к судебному разбирательству направлялись представленное истцом исковое заявление с приложенными к ним документами, а так же определение о привлечении их в качестве третьих лиц, извещение о времени и месте рассмотрения дела. В связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду документы, отзывы не явившихся сторон, суд приходит к следующему. Согласно свидетельства о рождении III-ФЛ № выданного ДД.ММ.ГГГГ Отрадным сельсоветом <адрес> Щ.А.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ ее родителями указаны Щ.Н.П. и Щ.Ф.Г.. По свидетельству о смерти II-АР № выданному отделом ЗАГС по <адрес> и г<адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ Щ.Ф.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, по свидетельству о смерти I-ИР № выданному <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Щ.Н.П. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации МР <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Щ.А.Н.. установлено попечительство. Попечителем назначена Я.Ф.Г. За Щ.А.Н.. закреплено право на проживание по адресу <адрес> По акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодно для постоянного проживания людей вследствие физического износа дома в процессе его эксплуатации, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, находящееся по адресу <адрес> признано непригодным для постоянного проживания. Постановлением № УД от ДД.ММ.ГГГГ Щерба А.Н. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как ребенок оставшийся без попечения родителей, с даты подачи заявления – с ДД.ММ.ГГГГ По справке № от ДД.ММ.ГГГГ Щерба А.Н. закончила МБОУ СОШ им. <***>. <адрес> и получила аттестат о среднем (полном) общем образовании в <***> году. Судом принимается во внимание справка № от ДД.ММ.ГГГГ выданная <***> о том, что Щерба А.Н. состояла на дату выдачи справки студентом <***> курса факультета «<***>» с периодом обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, в соответствии с приказом №/с от ДД.ММ.ГГГГ Щ.А.Н. предоставлен академический отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет без продолжения учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По справке от ДД.ММ.ГГГГ Щерба А.Н. в общежитии <***>, по адресу <адрес> не проживает и не зарегистрирована. Исходя свидетельства о рождении III-АР № выданного отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС РБ ДД.ММ.ГГГГ Щ.К.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ., ее матерью указана Щ.А.Н.., отец не указан. Исходя из имеющихся в деле справки Щерба А.Н. владельцем дома, приватизированной квартиры в <адрес> не является. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной главой администрации сельского поселения <адрес> усматривается, что Щерба А.Н. зарегистрирована, но не проживает по адресу <адрес>, Учалинского <адрес> РБ, <адрес>, так как дом находится в аварийном состоянии и не пригоден для проживания. Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям – сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159–ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.8 Закона Республики Башкортостан №188-з от 27.10.1998г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные законодательством дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях государственной поддержки указанной категории лиц, в соответствии со ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлено предоставлять детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м – на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м – на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Решением <адрес> Городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы представления жилой площади по договорам социального найма» установлена учетная норма и норма предоставления жилой площади по договорам социального найма, составляющая 12 кв.м. и не менее 14 кв.м. соответственно, исходя из определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Судом установлено, что Щерба А.Н. какого-либо жилья не имеет, является ребенком-сиротой, постановлениями главы администрации ранее закрепленное за нею жилье признано непригодным для проживания, в следствии чего она признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с даты подачи заявления. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривается. Доводы представителя ответчика о том, что в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. внесены изменения и установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях несостоятельны, поскольку данные изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ и вступают в силу с 01 января 2013. В настоящее время действуют нормы, устанавливающие право детей-сирот, а также детей оставшихся без попечения родителей не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Таким образом, действующими в настоящее время нормами не установлено право вышеуказанной категории лиц на обеспечение жильем в льготном порядке по установленным вышеуказанными Законами основаниями только после окончания обучения в учебном заведении профессионального образования. Доводы представителей ответчика и органа опеки и попечительства о том, что по окончании академического отпуска и возобновлении обучения Щерба А.Н. сможет вновь вселиться в общежитие, на основании имеющихся у нее прав на льготы, принимаются судом внимание, вместе с тем, в силу положений ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Как пояснила суду Щерба А.Н. при поступлении на обучение в МГТУ им.Носова ей было предоставлено койко-место в четырехместной комнате в общежитии данного учебного заведения. В связи с уходом в академический отпуск право на проживание в комнате общежития было ею утрачено. При этом, как пояснили ей в университете в связи с тем, что у нее появился ребенок, проживать в общежитии она не сможет, поскольку семейных комнат у них не имеется и предоставить отдельную комнату ей не смогут. Кроме того, в силу вышеприведенных норм закона обеспечение вышеуказанной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма возложено на органы местного самоуправления по месту жительства, за счет бюджета субъекта РФ, а не на администрацию учебного заведения, в котором ранее обучалось, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ. Соответственно в ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди возложено на органы местного самоуправления с наделением их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (в редакции Закона РБ от 31.10.2011 г. № 451-з) определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Доводы представителя органа опеки и попечительства о том, что Щерба А.Н. была поставлена на учет по дате подачи заявления с 22.сентября 2010г. и что имеется значительное количество лиц, обладающих правом на указанные льготы и поэтому жилое помещение Щерба А.Н. в настоящее время предоставлено быть не может, несостоятельны. В частности, в ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список очередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159–ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-0сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин сам по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Поскольку Щерба А.Н. относится к социально незащищенной категории лиц, кроме того, является матерью-одиночкой, суд полагает, что Учалинский межрайонный прокурор обоснованно обратился в суд за защитой ее нарушенного права. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования правомерными в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами и установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Учалинского межрайонного прокурора в интересах Щерба Алины Николаевны к Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании ответчика обеспечить жилым помещением не ниже установленных социальных норм удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обеспечить Щерба А.Н. жилым помещением не ниже установленных социальных норм (не менее 14 кв.м.), по месту жительства, за счет средств бюджета Республики Башкортостан, в порядке установленном законодательством, предусматривающим дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Учалинский районный суд Республики Башкортостан. Судья Сайфуллина А.К.