Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
31 марта 2011 года. г.Учалы
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гильманова Р.М.
с участием представителей сторон адвоката Колесова Г.И., Ахмадуллина В.А.
при секретаре Шариповой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллиной С.А. и Касимовой Г.Р. к Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л. о признании незаключенным договора мены жилых помещений, истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении, и гражданскому делу по иску Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л. к Абдуллиной С.А. и Касимовой Г.Р. о признании право собственности по <***>, признании сделки по договору дарения <***> квартиры недействительной, признании свидетельства о государственной регистрации права на имя Касимовой Г.Р. недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Абдуллина С.А. и Касимова Г.Р. обратились в суд, с вышеуказанным иском мотивировав следующим.
Абдуллина С.А. и ее мать Л.Г.Г.., в ***, соединив имеющиеся у них жилые помещения, обменялись на жилое помещение расположенное по <адрес>. в результате получив в сособственность по <***> в указанной квартире. В квартире были зарегистрированы Л.Г.Г.., Абдуллина С.А. и дочь Абдуллиной А.А.Р., ***.
*** сособственница квартиры Л.Г.Г. умерла, завещав свою <***> в паве собственности на квартиру дочери Абдуллиной С.А.. Однако своевременно свидетельство о регистрации права не оформила.
В связи с возникшими материальными сложностями Абдуллина С.А. по предварительному договору от *** мены с Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л., обменяла спорную квартиру на частный жилой дом в <адрес>, вопреки несогласия проживающей с ней дочери А.А.Р..
Ответчики, зная о регистрации и проживания в квартире взрослой дочери Абдуллиной С.А., ее законные интересы проигнорировали и в предварительном договоре данное существенное условие договора меры жилых помещений не указали, тогда как в предварительном договоре должны быть указаны все лица имеющие право пользования продаваемой квартирой и необходимо нотариально удостоверенное согласие от всех взрослых членов на отчуждение квартиры.
Затем истцы уточнили исковые требования, которым просят признать предварительный договор мены жилого дома от *** № по <адрес>, принадлежащего на праве собственности Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Н., на жилую квартиру <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности Касимовой Г.Р. и Абдуллиной С.А., прекращенным. Обязать Шишлонову О.В. и Пономареву Т.Л. возвратить указанную квартиру истцам и выселить их в жилой дом по <адрес> Взыскать с ответчиков расходы на услуги адвоката в сумме <***>, на госпошлину – 800 рублей.
Свои требования обосновали тем, что предварительный договор от *** является соглашением о намерениях о заключении в будущем основного договора. Предметом предварительного договора является обязательство сторон по поводу заключения будущего договор, а не обязательства по поводу недвижимого имущества.
Согласно п.4 предварительного договора Шишлонова О.В. и Пономаренко Т.Л. обязались в срок до *** заключить договор мены жилого дома на квартиру. Согласно пункту 10.11 предварительного договора договор мены по соглашению сторон будет заключен с доплатой в сумме <***> с учетом ранее выплаченной суммы в размере <***>. Однако конкретная дата передачи оставшейся суммы денег договором не определена. В депозит нотариуса Т.Г.Я. эта сумма внесена ***, т.е. после контрольного срока обязательства заключения основного договора. Ответчики внесли <***> на депозит нотариуса по своей инициативе, которая не влечет никаких юридических последствий. Они же, когда им стало известно об этом в судебном заседании, нотариально заверенным заявлением от *** отказались от приема данной денежной суммы.
В предварительном договоре должно быть указано, что продавец гарантирует, что передаваемое помещение свободно от прав третьих лиц, не находится под арестом, в залоге и не является предметом спора. В квартире с рождения проживает и зарегистрирована дочь истца Абдуллиной С.А. А.А.Р., ее законные интересы проигнорировали и в предварительном договоре данное существенное условие не указали.
Кроме этого, в предварительном договоре могло быть указано, что после подписания предварительного договора не имеет права отчуждать данную квартиру любым способом, в том числе дарением, полностью или частично не обременять его правами пользования членов семьи собственника и иных лиц. А также иными правами пользования, сохраняющимися после приобретения вышеуказанного недвижимого имущества покупателем в соответствии с законом. Однако такого условия в предварительном договоре не было, и потому Абдуллина С.А. подарила 1\2 долю в квартире своей дочери Касимовой Г.Р. До истечения срока заключения предварительного договора стороны должны направить проект основного договора мены жилых помещений, т.е. до ***, однако проект договора истцу предоставлен не был, не представлен такой проект договора до настоящего времени. В суд с требованием о понуждении заключить договор мены ответчики не обращались. Не указано в предварительном договоре и условие о цене договора, а цены жилого дома и трехкомнатной благоустроенной квартиры явно не равнозначны и разница в цене не компенсируется <***>. Оценка объектов недвижимости не проводилась.
Шишлонова О.В. и Пономарева Т.Л. обратились в суд с иском к Абдуллиной С.А. о признании их собственниками в общей долевой собственности по <***> на квартиру по <адрес> признать Абдуллину С.А. собственником на земельный участок и жилой дом по <адрес>, взыскать уплаченную ими госпошлину.
Свои требования мотивировали тем, что неоднократные требования о заключении основного договора обмена недвижимым имуществом, ответчиком не выполняются. *** они вынуждены были внести на депозит нотариуса Т.Г.Я. денежную сумму в размере <***> в связи с тем, что ответчик на связь не выходил, скрывался и истцы не могли ее найти, а тем более заключить с ней основную сделку. В результате бездействия ответчиков, истцы не могут зарегистрироваться в квартире и зарегистрировать членов своей семьи.
Затем Шишлонова О.В. и Пономарева Т.Л. уточнили исковые требований, которым привлекли соответчиком Касимову Г.Р. и кроме первоначальных требований просят признать сделку по договору дарения <***> квартиры от ***, находящейся по <адрес>, заключенного между Абдуллиной С.А. и Касимовой Г.Р. недействительной сделкой, вернуть стороны по указанной сделке в первоначальной положение, признать свидетельство о государственной регистрации права серии: <***> № от *** на имя Касимовой Г.Р. недействительным и взыскать судебные расходы.
Свою просьбу мотивировали тем, что договор дарения <***> квартиры со своим родственником от *** является мнимой, поскольку она заключена после заключения предварительного договора, для вида, с целью добиться возврата квартиры.
Далее истцы еще раз уточнили исковые требования, которым просят обязать Абдуллину С.А. в принудительном порядке заключить с ними, с Шишлоновой А.В. и Пономаревой Т.Л. основной договор по обмену квартиры по <адрес> на земельный участок и жилой дом по <адрес> на условиях предварительного договора, заключенного между ними ***. Признать сделку по договору дарения <***> квартиры от ***, находящейся по <адрес>, заключенного между Абдуллиной С.А. и Касимовой Г.Р. недействительной сделкой, вернуть стороны по указанной сделке в первоначальной положение, признать свидетельство о государственной регистрации права серии: <***> № от *** на имя Касимовой Г.Р. недействительным, взыскать расходы на госпошлину.
Выслушав стороны, их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Между сторонами был заключен предварительный договор от ***
Об обмене жилого дома <адрес> принадлежащего Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Н. на жилую квартиру <адрес>, принадлежащей Абдуллиной С.А.
В соответствии со ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено закона или договором.
Согласно предварительному договору, Шишлонова О.В., Пономарева Т.Л. и Абдуллина С.А. имеют намерение обменять вышеуказанные жилые помещения.
В соответствии с п.4 договора, стороны обязались до *** заключить договор мены жилого дома на квартиру. Согласно п.5, Шишлонова О.В., Пономарева Т.Л. выдачи в качестве задатка Абдуллиной С.А. денежную сумму в размере <***> рублей, в счет причитающихся платежей по договору мены. Передача задатка произведена полностью во время подписания договора. Договор мены по соглашению сторон будет заключен с доплатой Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л. Абдуллиной С.А денежной суммы <***> с зачетом суммы задатка, пункт 10.11 Договора.
Таким образом, условия предварительного договора Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л. полностью соблюдены.
Оставшуюся сумму в размере <***> Шишлонова О.В. с Пономаревой Т.Л., согласно квитанции № внесли в депозит нотариуса Т.Г.Я. ***.
Согласно ст. 327 ГК РФ, должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса.
Утверждение Абдуллиной С.А. и Касимовой Г.Р. о том, что внесение денег в депозит нотариуса Т.Г.Я. инициатива самой Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л., не влекущая никаких юридических последствий, поскольку они не должники и не взыскатели, суд считает необоснованными. По предварительному договору Шишлонова О.В. и Пономарева Т.Л. обязались доплатить другой стороне <***> денег, следовательно, при условии отказа другой стороны заключить основной договор, они воспользовались своим правом предусмотренной ст. 327 ГК РФ.
Фактический обмен жилыми помещениями по обоюдному согласию состоялся, Шишлонова О.В. с Пономаревой Т.Л. вселились в квартиру <адрес>, а Абдуллина С.А. в дом по <адрес>.
Шишлонова О.В. и Пономарева Т.Л. пытались со своей стороны выполнить взятые на себя обязательства, указанные в предварительном договоре и направляли на имя Абдуллиной С.А. заявление, в котором сообщала, что взятые на себя обязательства по предварительном договору от *** он выполнила, выплатила в полном размере установленную сумму денежных средств и предоставила им для пользования и владения дом по <адрес> с земельным участком. Предлагала заключить основной договор мены.
Таким образом, суд считает, что все условия предварительного договора одной стороной, а именно Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л. соблюдены.
Из смысла ст. 551 ГК РФ следует, что для удовлетворения требования о регистрации перехода права собственности суд должен выяснить соблюдена ли форма договора, не противоречит ли он закону.
В части дарения Абдуллиной С.А. <***> спорной квартиры Касимовой Г.Р., от ***.
Заключение договора дарения спорной квартиры от ***, после заключения предварительного договора мены от ***, суд расценивает, как уклонение стороны от заключения основного договора, и заключена она с целью обмана, и считает ее мнимой, согласно ст. 170 ГК РФ, которая совершается лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, и такая сделка является ничтожной.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым.
Односторонний отказ от исполнения предварительного договора от ***, законом или самим предварительным договором не предусмотрено. Кроме этого, сами Абдуллина С.А. и Касимова Г.Р. отказываются исполнять условия предварительного договора и на этом основании считать прекращенным, что суд считает необоснованным.
В соответствии со ст. 445 п.4 ГК РФ, если одна сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, указанные условия оговорены п. 13 Предварительного договора мены от ***.
Согласно ст. 551 ч.3 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно ст. 165 п.3 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделка.
В силу ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения и т.д.
Утверждение Абдуллиной С.А. и Касимовой Г.Р. о том, что в предварительном договоре не указана цена договора и цена жилого дома и трехкомнатной квартиры явно не равнозначны и разница в цене не компенсируется <***>, рублями, суд также считает необоснованными, т.к. по предварительному договору мены от *** п.5, Шишлонова С.А. и Пономарева Т.Л. выдали в качестве задатка <***> и согласно п.10.11 Договора, основной договор должен был быть заключен с доплатой <***> рублей. Данная сумма была внесена в депозит нотариуса Т.Г.Я.. Суд расценивает данные условия как цена договора.
Согласно ст. 98 ГК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Абдуллиной С.А. и Касимовой Г.Р. о признании предварительного договора мены жилого дома от *** в <адрес> принадлежащего Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л. на квартиру <адрес>, принадлежащей Абдуллиной С.А. и о выселение Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л. из указанной квартиры, взыскании судебных расходов, отказать за необоснованностью.
Обязать Абдуллину С.А. заключить с Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л. договор по обмену квартиры <адрес> на жилой дом по <адрес>.
Признать заключенную сделку по договору дарения <***> квартиры <адрес> от *** между Абдуллиной С.А. и Касимовой Г.Р. недействительной и привести стороны в первоначальное положение.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Республике Башкортостан по Учалинскому району и г. Учалы внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ним, признав свидетельство о государственной регистрации права серии <***> № от ***, на имя Касимовой Г.Р. недействительным.
Взыскать с Абдуллиной С.А. и Касимовой Г.Р. в пользу Шишлоновой О.В. и Пономаревой Т.Л. расходы по уплате госпошлины 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья Гильманов Р.М.