дело №12-85-2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 октября 2010 года г.Учалы, РБ
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: судьи Адельгариевой Э.Р., представителя заявителя Хафизовой Э.Р., действующей на основании доверенности от ***, представителя заинтересованного лица Л.Т.Н., действующей на основании доверенности ***, при секретаре Валиахметовой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица-главы администрации городского поселения *** Сырлыбаева С.Ф. на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
Постановлением *** территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ №*** от *** года должностное лицо - глава городского поселения *** (далее ГП ***) Сырлыбаев С.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10.000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Сырлыбаевым С.Ф. подана жалоба, в которой он просит восстановить процессуальный срок на подачу жалобы в связи с поздним получением постановления должностного лица, а также отменить обжалуемое постановление, мотивировав тем, что административным органом не был доказан факт осуществления городским поселением производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, наносящие вред окружающей среде, а также наличие таких отходов. Сырлыбаев С.Ф. полагает, что отсутствие надлежащего учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебное заседание Сырлыбаев С.Ф. не явился, представив заявление о рассмотрении жалобы без его участия.
Представитель Хафизова Э.Р. жалобу поддержала в полном объеме, просит жалобу своего доверителя удовлетворить, пояснив, что допущенные нарушения частично устранены, так в районе гаражей производится вывоз мусора, по вопросу обучения специалиста по работе с опасными отходами администрацией ГП *** направлено соответствующее письмо.
Представитель заинтересованного лица специалист-эксперт *** территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Л.Т.Н. считает жалобу необоснованной и подлежащей отклонению.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемым постановлением от *** №*** о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды глава администрации ГП *** Сырлыбаев С.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 10.000 руб.
Данное постановление вынесено административным органом в связи с нарушением администрацией городского поселения *** требований ст.ст.8, 11, 12,13,15 и 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Срок обращения с заявлением об обжаловании оспариваемого постановления, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ, ч.1 ст.30.3 КоАП РФ восстановлен судом по ходатайству заявителя отдельным постановлением.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля №*** от *** сотрудниками отдела Минэкологии РБ, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства администрацией городского поселения *** по адресу: г. ***.
Так, на основании материалов проверки, *** государственным инспектором Минэкологии РБ Л.Т.Н. в отношении заявителя вынесено предписание №*** об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и с соблюдением требований, установленных ст.28.2, 28.4, 28.6 КоАП вынесен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, и постановление о наложении административного наказания.
По результатам проверки составлен Акт от ***, которым установлены нарушения администрацией ГП *** Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Из текста указанного акта следует, что "Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» администрацией ГП *** не разработан, лимиты на размещение отходов, в нарушение требований статей 11,18 ФЗ «Об производства и потребления», отсутствуют.
В нарушение ст.15 ФЗ "Об отходах производства и потребления», ответственный за деятельностью по обращению с отходами не обучен.
Кроме того, допущено размещение отходов от населения в непредназначенном и не оборудованном для целей месте, что является нарушением требований ст.ст.12,13 Федерального Закона.
Регулярный сбор бытовых отходов и мусора от части жилых домов индивидуальной жилой застройки и от гаражно-строительных кооперативов, от коллективных садов не организован, что является нарушением требований ст.ст. 8, 12, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Лицензия на право пользования недрами для забора подземных вод из скважин в микрорайонах *** отсутствует, что является нарушением ст.ст.22, 23 ФЗ «О недрах". Ответственным за данные нарушения является глава администрации ГП Сырлыбаев С.Ф..
Вышеназванным актом также установлено, что в процессе хозяйственной деятельности у администрации ГП *** образуются отход 1,2,3 и 4 класса опасности
Ответственным лицом за работу с опасными отходами является Г.И.Р. – главный специалист по ГО и ЧС.
Вместе с тем указанное лицо в нарушение требований ст.15 указанного Федерального закона профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами не прошло, что подтверждается письмом главы администрации ГП *** №*** от *** о направлении указанного специалиста на обучение.
Как установлено административным органом в ходе проверки, на вывоз, использование, переработку, утилизацию образующихся в администрации городского поселения заключены следующие договора: с ООО ФПК «***» (лицензии №*** от ***, серия ***), договор №*** от *** на прием отходов;
С ОАО «***» (лицензии №*** от ***., серия ***), № *** от *** на вывоз и сдачу твердых бытовых отходов на городской полигон;
Кроме того, *** между заказчиком - администрации городского поселения и исполнителем - ГУП "***" заключен договор №*** на размещение твердых бытовых отходов на городском полигоне. Договором заключенным между ГП и ОАО «***» о выполнении работ по вывозу твердых бытовых отходов предусмотрен, что городское поселение обязуется заключить договор с ГУП "***" на утилизацию ТБО, обеспечить сбор и хранение ТБО в стандартных контейнерах, а исполнитель - ОАО «***» обязуется производить вывоз твердых бытовых отходов. Положений о передаче в собственность твердых бытовых отходов из собственности заказчика в собственность исполнителя, договор не содержит, из чего следует, что городское поселение не осуществляет размещение твердых бытовых отходов, что также оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Между ГП *** и ИП К.И.Н. *** заключен договор *** «О разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и паспортов на опасные отходы», в соответствие с которым были разработаны и утверждены паспорта на 10 видов отходов 1-4 класса опасности, на отходы от уборки территории разработаны материалы, подтверждающие отнесение данного отхода к 5 классу. Однако работы по договору исполнителем не исполнены, со слов представителя Сырлыбаева С.Ф. находятся в стадии разработки.
Рассмотрев материалы о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, совершенных администрацией городского поселения ***, Министерство природопользования и экологии РБ, *** вынес оспариваемое постановление *** о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, которым глава администрации городского поселения Сырлыбаев С.Ф. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Суд, оценив в совокупности все обстоятельства дела, считает указанное постановление ответчика законным и обоснованным.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под экологическими (природоохранными) требованиями понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу ст.11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Обоснованным также следует признать и вывод административного органа, и нашедшего свое подтверждение в суде, о том, что юридические лица, осуществляющие деятельность, в процессе которой образуются отходы, обязаны иметь должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами. Отсутствие такого лица является нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а именно ст.15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", предусматривающей требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, которое влечет за собой административную ответственность.
Диспозиция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Факт несоблюдения городским поселением *** экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, достоверно установлен административным органом и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, актом проверки, протоколом об административном правонарушении от *** и другими доказательствами.
В силу положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения городским поселением названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено, отсутствуют такие доказательства и в материалах дела.
Из указанных документов следует, что городское поселение *** допустило нарушение требований природоохранного законодательства, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствие с п.18 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Аналогичные положения содержит п.18 ст.4 и ст.20 Устава городского поселения ***.
Доводы заявителя и его представителя о том, что несанкционированные свалки мусора размещены на землях, не принадлежащих городскому поселению, суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что постановление об административном правонарушении от *** №*** является законным и обоснованным, поскольку факт совершения администрацией городского поселения *** правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ достоверно установлен административным органом и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
При назначении административного наказания инспектором назначено наказание, предусмотренное санкцией ст.8.2 КоАП РФ, что соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения.
Оснований для снижения назначенного наказания не имеется, поскольку санкция ст.12.8 КоАП РФ для должностных лиц предусматривает штраф от 10.000 руб. до 30.000 руб. не предусматривает иного вида наказания.
Судом также проверена процедура привлечения главы администрации городского поселения *** к административной ответственности. Нарушений порядка принятия оспариваемого постановления и процедуры привлечения указанного лица к административной ответственности, не установлено.
Каких-либо иных нарушений норм и требований КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом *** территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ не допущено.
Таким образом, суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления, поскольку нарушений норм материального и процессуального права со стороны должностного лица не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление *** территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ *** о привлечении должностного лица главы администрации городского поселения *** Сырлыбаева С.Ф. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного решения.
Судья Адельгариева Э.Р.