Дело №12-111-2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 ноября 2010 года гор. Учалы РБ
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Сайфуллиной А.К., при секретаре Айсиной А.Ф., с участием заявителя Шариповой З.Ф., представителя Администрации МР ***_Салимова И.С., Валитовой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шариповой З.Ф. на постановление Административной комиссии при Администрации муниципального района ***,
у с т а н о в и л:
Постановлением Административной комиссии при Администрации муниципального района *** Шарипова З.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.34 Закона Республики Башкортостан от 04.06.2004 года №84-З «Об административных правонарушениях», ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Шарипова З.Ф. с постановлением Административной комиссии не согласилась и обратилась в Учалинский районный суд Республики Башкортостан с жалобой, в которой просит протокол об административном правонарушении *** признать недействительным, поскольку был составлен неуполномоченным должностным лицом, постановление *** отменить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Шарипова З.Ф. доводы жалобы поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Администрации МР *** Салимов И.С. и Валитова Г.Г. с жалобой Шариповой З.Ф. не согласны, в её удовлетворении просили отказать.
Суд, выслушав стороны, свидетелей Б.Н.А., Х.А.А., изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
*** года начальником отдела городского хозяйства администрации городского поселения *** Валитовой Г.Г. в отношении Шариповой З.Ф. составлен протокол об административном правонарушении ***, согласно которого в действиях Шариповой З.Ф. установлены признаки, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст.34 Закона РБ «Об административных правонарушениях», предусматривающей административную ответственность за нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Республики Башкортостан.
Постановлением Административной комиссии при администрации МР *** Шарипова З.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.34 Закона Республики Башкортостан от 04.06.2004 года №84-З «Об административных правонарушениях», ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Согласно ст.1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
Согласно ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 10 октября 2006 года №354-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Башкортостан по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий» органы местного самоуправления в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по созданию административных комиссий, организационному, финансовому и материально-техническому обеспечению их деятельности.Членами административных комиссий, членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченных в соответствии со статьями 63, 64 настоящего Закона рассматривать дела об административных правонарушениях, составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, в пределах компетенции указанных комиссий.
В силу ст.63 Закона Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях» административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20, статьями 21, 23.2, частью 2 статьи 28, статьями 29, 30, 33, 34, 34.1, 39.1, 41.1, 42, 43.2, 44, 44.3, 49.1. В соответствии со ст.70 Закона членами административных комиссий составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, в пределах компетенции указанных комиссий.
Решением Совета муниципального района *** было утверждено Положение об административной комиссии муниципального района ***. Согласно п.5.1 Положения административная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании решения Совета МР *** главой Администрации МР *** было издано распоряжение ***, согласно которому в состав членов административной комиссии была включена Валитова Г.Г., являющаяся главным специалистом отдела городского хозяйства администрации городского поселения г***.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Валитова Г.Г. уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, поскольку является членом административной комиссии. Факт превышения Валитовой Г.Г. своих должностных обязанностей заявительницей не доказан. Доводы Шариповой З.Ф. о том, что протокол об административном правонарушении в отношении неё был составлен не уполномоченным на то должностным лицом, в связи с чем, является ничтожным, суд находит необоснованными и несостоятельными.
Вместе с тем суд полагает, что постановление Административной комиссии при Администрации муниципального района *** в отношении Шариповой З.Ф. подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 34 Закона Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях» нарушение правил благоустройства территорий городов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Решением Совета городского поселения *** были утверждены Правила содержания объектов благоустройства, уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории города *** (далее правила).
Согласно Правил к объектам благоустройства, в частности, относятся части поверхности земельных участков, прилегающие к зданиям и сооружениям, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, внутридворовые территории. Содержанием объекта благоустройства является выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
В соответствии с п. 3.20. Правил в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города запрещается: сброс мусора, иных отходов вне специально отведенных для этого мест, в том числе сброс гражданами на территориях объектов благоустройства мелких отходов (оберток, тары, упаковок и т.п.) вне контейнеров для сбора отходов и урн, сброс гражданами на территориях объектов благоустройства окурков вне урн.
Раздел 4 Правил предусматривает распределение обязанностей и ответственности по уборке территории. В соответствии с положениями данной главы для владельцев зданий, строений, сооружений и объектов некапитального характера, иных
объектов благоустройства (далее - объект) участки уборки ограничены территорией принадлежащих им земельных участков, используемых для размещения объекта. Владельцы указанных объектов и владельцы встроенных нежилых помещений, имеющих отдельный вход обеспечивают соблюдение чистоты и порядка на прилегающих территориях:
- По сторонам периметра объекта, выходящим на границы кварталов или красные линии автомобильных дорог, - от стороны периметра объекта (по всей протяженности внешних стен объекта) до ближайшей проезжей части автомобильной дороги, включая тротуары, газоны, лотковую зону вдоль бордюрного камня, а также пешеходные территории и боковые проезды до их осевой линии, но не более 15 м.
- По сторонам периметра объекта, не выходящим на границы кварталов или красные линии автомобильных дорог, - пятнадцатиметровая зона от стороны периметра объекта (по всей протяженности внешних стен объекта). В случае, если расстояние до соседнего объекта составляет менее 30 м, прилегающая территория ограничивается серединой расстояния между соседними объектами, если другое не определено специальным соглашением с владельцами соседних объектов.
Жилищно-эксплуатационные организации, управляющие компании в сфере жилищно-
коммунального хозяйства, иные лица, осуществляющие уборку дворовых, внутриквартальных
территорий, обеспечивают: уборку тротуаров; уборку и дезинфекцию площадок для размещения контейнеров для сбора всех видов отходов, сбор и подготовку к вывозу отходов, уборку и очистку кюветов и водосточных канав, установку и очистку урн, косьбу травы и уборку территорий, на которых расположены зеленые насаждения, содержание в чистоте и исправном состоянии фасадов зданий, сооружений, ограждений и иных
объектов благоустройства, принадлежащих им на каком-либо имущественном праве, текущий ремонт усовершенствованных дорожных покрытий и водостоков (при условии дополнительного финансирования).
Судом установлено, что Шариповой З.Ф. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности ***.
В соответствии с представленными суду актом *** о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в нежилое помещение (утверждён постановлением главы администрации городского поселения ***), комиссия разрешила Шариповой З.Ф. перевод указанной квартиры в нежилое помещение при выполнении собственником квартиры произведённых на месте уточнений и замечаний.
Судом принимается во внимание, что *** произведена регистрация права собственности Шариповой З.Ф. на вышеуказанный объект недвижимости как на нежилое помещение.
Вместе с тем, на дату рассмотрения административного материала и дату составления протокола об административном правонарушении процедура перевода жилого помещения в нежилое не завершена, государственная регистрация объекта недвижимости в качестве нежилого помещения в установленном законом порядке не осуществлена, свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение Шариповой З.Ф. не получено. Следовательно, на дату составления протокола у Шариповой З.Ф. не возникло обязанности по осуществлению контроля за чистотой и порядком на прилегающей к зданию территории.
В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В качестве доказательства вины Шариповой З.Ф. во вмененном ей правонарушении представлен протокол об административном правонарушении *** в котором указано, что «в результате проверки на прилегающей территории обнаружен мусор, окурки, не убран сухостой цветов», адрес объекта указан – «ул.***». Иные доказательства наличия вины Шариповой З.Ф. во вменяемом ей правонарушении суду не представлены. В протоколе об административном правонарушении не указано в каком конкретно месте расположен данный мусор, из чего сделан вывод о принадлежности данного мусора Шариповой З.Ф., почему Шарипова З.Ф. должна отвечать за чистоту указанной территории. В протоколе указана дата выявления нарушения *** в 11.00 часов. Между тем, свидетели Б.Н.А. и Х.А.А. пояснили суду, что рейд по проверке соблюдения правил благоустройства они проводили ***
Согласно ст.49 Конституции РФ каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не должен доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Согласно ч.1 п.3 ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выноситься решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Шариповой З.Ф. на постановление Административной комиссии при Администрации муниципального района *** о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.34 Закона Республики Башкортостан от 04.06.2004 года №84-З «Об административных правонарушениях» удовлетворить частично.
Постановление Административной комиссии при Администрации муниципального района *** о привлечении к административной ответственности Шариповой З.Ф. по ч.1 ст. 34 Закона Республики Башкортостан от 04.06.2004 года №84-З «Об административных правонарушениях» отменить.
Административное дело в отношении Шариповой З.Ф. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В удовлетворении остальных требований Шариповой З.Ф. отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан.
Судья А.К.Сайфуллина