Кагарманов М.З. жалоаб на постановление Белорецкого территориального комитета министерства природопользования и экогологии РБ



№ 12- 1-2011

Р Е Ш Е Н И Е

11 января 2011 года. г.Учалы

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Юлмухаметова З.Х., с участием представителя заявителя Минибаева Ф.Ф., представителя Белорецкого территориального комитета министерства природопользования и экологии РБ Рамазанова Д.Х., при секретаре Хажиной Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал по жалобе Кагарманова М.З. на постановление Белорецкого территориального комитета министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан о привлечении к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Белорецкого территориального комитета министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № *** от *** года Кагарманов М.З. привлечен к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указанным постановлением ему наложен штраф в размере *** рублей.

Кагарманов М.З. обратился с жалобой на указанное постановление, просит отменить его как незаконное, принятое с нарушением норм административного законодательства.

Представитель Белорецкого территориального комитета министерства природопользования и экологии РБ Рамазанов Д.Х. возражает против удовлетворения жалобы.

Суд, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, считает необходимым жалобу Кагарманова М.З. удовлетворить, постановление Белорецкого территориального комитета министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан отменить.

Как следует из материалов дела, *** на основании распоряжения Минэкологии РБ *** от *** по адресу: РБ, *** была проведена проверка соблюдения ООО «Нур» требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе указанной проверки установлено, что основной вид деятельности ООО «Нур» является розничная продажа алкогольной продукции в магазинах. В процессе деятельности ООО «Нур» образуются следующие виды отходов: отходы упаковочной бумаги и картона незагрязненные, отходы полиэтилена в виде пленки и отходы от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами. Заключены договора *** и *** от *** и *** от *** со службой заказчика на управление многоквартирным домом, где включены в том числе услуги по вывозу и размещению образовавшихся отходов. По данным выставленных Службой заказчика счетов за 10 месяцев 2010 года вывезено 112,2 м3 отходов на городской полигон ТБО. При наличии отходов производства и потребления, размещения их в городском полигоне ТБО, ООО «Нур» не начислена и не внесена в установленные сроки (20 число месяца, следующего за календарным кварталом) плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год и 9 месяцев 2010 года, в связи с чем ответчик пришел к выводу о нарушении заявителем ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.21 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ.

По факту выявленного правонарушения административным органом *** составлен протокол об административном правонарушении 41-РД. 26 ноября вынесено постановление ***РД, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Ст.8.41 КОАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, которые согласно пункту 1 распространяются на предприятия, учреждения, организации, иностранных и юридических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.)

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 « Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Оспариваемым постановление заявитель привлечен к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.

При осуществлении ООО «Нур» деятельности, связанной с розничной торговлей продуктами питания и алкогольной продукцией, образуются бытовые отходы, от размещения которых не происходит негативное воздействие на окружающую среду, так как согласно договоров указанных выше (п.4.2 Договора от ***) и приложения №2 Договора от *** указано, что производится плата за вывоз мусора, плата за размещение и захоронение ТБО, ООО «Служба заказчика» вывозит мусор, по договору на полигон в ГУП «Табигат». Кроме того, ООО «Нур» самостоятельно передает, пустую тару по договору третьим лицам, которые становятся собственниками тары.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением – их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением – изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 года № 4433/10.

Понятие негативного воздействия на окружающую среду вытекает из толкования положений указанного выше закона «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 г. и Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 26.01.1993 года.

К понятию негативного воздействия на окружающую среду можно отнести выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любые подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц лишь в том случае, если происходит негативное воздействие на окружающую среду, которое прямо указано в перечисленных выше нормативных актах. Таких обстоятельств территориальным комитетом министерства природопользования и экологии РБ установлено не было, поэтому оснований для привлечения Кагарманова М.З. по ст.8.41 КоАП РФ отсутствует.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В силу ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Однако в материалах дела, в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении административного органа не содержится данных о том, что заявитель занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока.

Административный орган, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются обществом, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связана ли деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных законом об окружающей среды осуществляется.

Согласно ст.30 7 КоАП РФ имеются все основания для отмены постановления в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Кагарманова М.З..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Белорецкого территориального комитета министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ***-РД от *** о привлечении Кагарманова М.З. к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере *** рублей отменить за отсутствием состава административного правонарушения в его действиях.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

Судья: З.Х.Юлмухаметов