Дело № 11-309/2010
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ04 октября 2010 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи – Забырько О.А.,
при секретаре - Тимошенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снеговской Е.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно – Сахалинске Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно – Сахалинске на решение мирового судьи судебного участка № 32 городского округа «город Южно-Сахалинск» Матвеевой Т.П. от 12 апреля 2010 года, которым решено:
«Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно – Сахалинске Сахалинской области в пользу Снеговской Е.Г. компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в сумме 14347 (четырнадцать тысяч триста сорок семь) рублей 87 копеек.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области, Финансовому управлению Администрации г. Южно-Сахалинска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно – Сахалинске Сахалинской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 100 рублей», суд
у с т а н о в и л:
Снеговской Е.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно – Сахалинске Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области, Финансовому управлению Администрации г. Южно-Сахалинска о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, указывая, что она 40 лет проработала в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, является пенсионером по старости и имеет право на оплату проезда к новому месту жительства, переехала на постоянное место жительства в ..., при этом на оплату проезда затратила собственные денежные средства. В исковом заявлении истицей поставлено требование о взыскании расходов по проезду к новому месту жительства в размере 34147 рублей 86 копеек, с учетом инфляции.
Определением от 12 апреля 2010 года по ходатайству Снеговской Е.Г. судом произведена замена не надлежащих ответчиков по делу Главного финансового управления Сахалинской области и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области на надлежащих Министерство финансов Сахалинской области и Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области, не согласившись с решением суда, указал, что денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд РФ является распорядителем средств бюджета РФ только в пределах субвенций, предусмотренных Государственной Думой РФ в законе о бюджете ПФР на очередной финансовый год, строго на цели определенные этим законом. Пенсионный фонд РФ не несет ответственности по обязательствам бюджета РФ. Поскольку Государственной Думой РФ в бюджете Пенсионного Фонда РФ средства на компенсацию расходов по переезду к новому месту жительства не предусматривались, то обращение взыскания на средства ПФР влечет нецелевое расходование средств ПФР, в связи с изложенным истец просит решение мирового судьи отменить.
В судебном заседании представитель УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и дате извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание истица Снеговской Е.Г. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, на основании ст. 327 ГПК РФ, приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке, по основаниям, предусмотренным статьями 362-364 настоящего Кодекса.
Выясняя вопрос о законности предъявленных требований, суд применяет положения законодательства действующего в момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Закона от 29.12.2004 г.) гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, для неработающих граждан получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного Фонда РФ устанавливаются настоящим законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 г. N 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: пенсионерам – в размере 100 процентов произведенных затрат.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Компенсация указанных расходов не относится к компетенции органов местного самоуправления, наделение их государственными полномочиями в соответствии со статьей 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей материальных и финансовых средств.
В силу положений статьи 26.3 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184 - ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица является пенсионером по старости, что подтверждается удостоверением Номер скрыт и состояла на учете и получала трудовую пенсию в ГУ УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области. В 2008 году, являясь не работающим пенсионером, Снеговской Е.Г. переехала на постоянное место жительства в ....
Согласно представленным билетам сумма, затраченная на переезд к новому месту жительства и провоз багажа составляет 4158 рублей 44 копейки.
Кроме того, в материалах дела имеется информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ... от Дата года, согласно которой индекс потребительских цен за период с марта 2000 года до сентября 2009 года составил 345,03 %.
В решении мирового судьи приведен расчет индексации присужденной суммы. Суд находит его верным.
Таким образом, в силу указанных положений Закона истица имеет право на возмещение расходов, понесенных ею в связи с переездом к новому месту жительства.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. № 4520-1 (в редакции от 10.01.2003 г.) источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Законом, являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд Российской Федерации - для лиц, получающих государственные пенсии. Порядок возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета РФ утверждается Правительством РФ. Редакция данной статьи, действовавшая до внесения изменения 10.01.2003 года предусматривала, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, являются республиканский бюджет РФ, а для лиц получающих государственные пенсии, - Пенсионный фонд РФ в соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ. Положениями указанной статьи, в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ было определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ. Государство для осуществления своих полномочий и реализации, установленных государством социальных гарантий создает различные органы с наделением соответствующих полномочий.
Статьей 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" закрепляется, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют строго целевое назначение, а расходы, не предусмотренные этим бюджетом на соответствующий год, осуществляются только после внесения в него изменений в установленном федеральным законом порядке. Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации определяются статус этого органа, его функции, порядок формирования и расходования его средств, компетенция управленческих и контролирующих органов.
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан, в том числе закрепляет право определенных им лиц на бесплатный проезд в пределах Российской Федерации к месту отдыха и обратно один раз в два года.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство Российской Федерации обязывалось до 1 сентября 1993 года привести свои решения в соответствие с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты (пункт 5). Однако данные требования не были исполнены на момент, когда истец нес расходы по проезду к месту отдыха и обратно за счет собственных средств.
Перечисленные законоположения в их взаимосвязи предполагали обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и (или) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения затрат на обеспечение названной льготы. Для обеспечения прав и законных интересов льготополучателей, со стороны уполномоченных органов должно быть надлежащее выполнение указанной обязанности.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 25.12.2003 года № 509 –О Правительству Российской Федерации указал на то, что надлежит незамедлительно определить источник и порядок финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", касающиеся права пенсионеров по старости, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеров по инвалидности, проживающих и получивших инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Из анализа приведенных норм и положения УПФ РФ в г. Южно-Сахалинске, следует, что выплата пенсионерам компенсации расходов, связанных с переездом к месту нового жительства из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, производится за счет средств Пенсионного фонда РФ.
Принимая во внимание, что истица на период возникновения спорных правоотношений являлась неработающим пенсионером, получала государственную пенсию, и ей не было обеспечено гарантированное государством право, в связи с чем, она вынуждена была нести расходы на оплату проезда к новому месту жительства за счет собственных средств, так как к настоящему моменту данная обязанность не исполнена уполномоченными органами, погашение задолженности указанных расходов подлежит возложению на ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области, где истица состояла на учете по получению государственной пенсии.
При таких обстоятельствах, поскольку решение мировым судьей постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, которым судом дана правильная оценка, апелляционная инстанция, проверив законность и обоснованность постановленного решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения мирового судьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка № 32 городского округа «город Южно-Сахалинск» Матвеевой Т.П. от 12 апреля 2010 года по гражданскому делу по иску Снеговской Е.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно – Сахалинске Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области, Финансовому управлению Администрации г. Южно-Сахалинска о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья - О.А. Забырько