Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Южно-Сахалинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи - ФИО5,
при секретаре - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 к ФИО6 о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства, судебных издержек,
с апелляционной жалобой представителя ФИО7 на решение мирового судьи судебного участка № ГО «город Южно-Сахалинск» от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано, взыскана в пользу ФИО1 компенсация расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в сумме <данные изъяты> рублей и взыскана с ФИО8 государственная пошлина в доход бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» в размере <данные изъяты> рублей,
установил:
ФИО2, ФИО1 обратились к мировому судье с исковым заявлением к ФИО9 о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства, судебных издержек.
В обоснование заявленных требований указали, что ФИО1 является пенсионером по старости, а ФИО2 является пенсионером ФИО20. В ДД.ММ.ГГГГ году истцы переехали на постоянное место жительства в <адрес>. При обращении с заявлением в ФИО10 об оплате проезда к новом месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей истцам было отказано, в ввиду невозможности нецелевого использования бюджетных средств.
Полагая отказ необоснованным, истцы просили взыскать с ответчика компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к новому месту жительства в размере <данные изъяты> рублей, судебные издержки за составление искового заявления в сумме <данные изъяты> рублей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № ГО «город Южно-Сахалинск» постановлено приведенное выше решение.
На указанное решение представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда и вынести новое решение. При этом автор жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права при вынесении решения; суд неправильно истолковал закон.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, на основании ст. 327 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Закон) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного Фонда РФ, устанавливаются настоящим законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: пенсионерам - в размере 100 процентов произведенных затрат.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Компенсация указанных расходов не относится к компетенции органов местного самоуправления, наделение их государственными полномочиями в соответствии со статьей 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей материальных и финансовых средств.
В силу положений статьи 26.3 ФЗ РФ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является пенсионером по старости, назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ, состояла на учете и получала пенсию в ФИО11
ФИО2 является пенсионером ГТК России, назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ году истцы выехали на новое место жительства в <адрес>. Данный факт подтверждается проездными билетами и документами на провоз багажа.
Согласно проездным билетам и документам по провозу багажа истцами затрачены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
В силу ст. 18 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Как следует из материалов дела ФИО1 является пенсионером по старости, состояла на учете и получала государственную пенсию в ФИО12.
В силу вышеприведенным норм действующего законодательства, ФИО1 имеет право, на возмещение расходов, понесенных в связи с переездом к новому месту жительства.
Согласно материалам дела расходы по оплате проезда и провоза багажа к новому месту жительства составили <данные изъяты> рублей.
Истцом ФИО1 затрачены расходы по проезду, провозу багажа в сумме <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> - затраты на услуги страховки груза - страхования премия. Расходы по страхованию носят добровольный характер и не подлежат взысканию с ответчика.
Таким образом, мировым судьей правильно определена сумма к взысканию в пользу истца ФИО1 с ответчика сумме <данные изъяты>
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство Российской Федерации обязывалось до ДД.ММ.ГГГГ привести свои решения в соответствие с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты (пункт 5). Однако данные требования не были исполнены на момент, когда истец несла расходы по проезду к месту отдыха и обратно за счет собственных средств.
Перечисленные законоположения в их взаимосвязи предполагали обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и (или) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения затрат на обеспечение названной льготы. Для обеспечения прав и законных интересов льготополучателей, со стороны уполномоченных органов должно быть надлежащее выполнение указанной обязанности.
Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ № - О Правительству Российской Федерации указал на то, что надлежит незамедлительно определить источник и порядок финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", касающиеся права пенсионеров по старости, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеров по инвалидности, проживающих и получивших инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Из анализа приведенных норм и положения ФИО13 следует, что выплата пенсионерам компенсации расходов, связанных с переездом к месту нового жительства из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, производится за счет средств ФИО14
Принимая во внимание, что истец ФИО1 на период возникновения спорных правоотношений являлась неработающим пенсионером, получала государственную пенсию, и ей не было обеспечено гарантированное государством право, в связи с чем она вынуждена была нести расходы на оплату проезда к новому месту жительства за счет собственных средств, учитывая, что к настоящему моменту данная обязанность не исполнена уполномоченными органами, погашение задолженности указанных расходов подлежит возложению на ФИО15, где истец состояла на учете по получению государственной пенсии.
Поскольку истец ФИО2 является пенсионером ГТК России, пенсия назначена за выслугу лет, истец не состоял на учете и не получал пенсию в ФИО16, постольку мировым судьей принято верное решение об отказе ФИО2 в иске.
Разрешая требование истцов о взыскании с ответчика судебных расходов в размере <данные изъяты> руб., затраченных на составление искового заявления, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, расходы на оплату юридических услуг затрачены представителем истцов - ФИО4, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ и в поручении не имеется расшифровки платежа - за составление какого заявления перечислена сумма в ООО « ФИО17 (л.д.33)
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден. При этом, учитывая, что ответчик является учреждением, финансируемым из государственного бюджета, выделяемые ему денежные средства имеют строго целевое назначение, суд полагает допустимым и обоснованным снижение размера, подлежащей взысканию государственной пошлины до <данные изъяты>. согласно положениям статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах когда решение мирового судьи постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, суд не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № ГО «город Южно-Сахалинск» от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО2, ФИО1 к ФИО18 о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО19 – без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: ФИО5