Споры из налогового законодательства



Дело № 11-12/11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

26 января 2011 годаг. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи – Забырько О.А.,

при секретаре -Котельниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Бя ЕН о взыскании штрафа,

по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № по <адрес> на решение мирового судьи судебного участка № городского округа «город Южно-Сахалинск» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, которым решено:

«В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Бя ЕН о взыскании штрафа отказать», суд

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> обратилась к мировому судье с исковым заявлением к Бя ЕН о взыскании штрафа. Указав, что в связи с проведением проверки индивидуального предпринимателя Им ХД, в адрес ответчика была направлена повестка № от ДД.ММ.ГГГГ о вызове на допрос в качестве <данные изъяты>. Указанная повестка была получена ответчиком, однако последний на допрос не явился, сведения о наличии уважительных причин в инспекцию не представил. По результатам выявленного нарушения Бя ЕН ст. 128 НК РФ истцом вынесено решение № которым Бя ЕН подвергнут штрафу в размере <данные изъяты> рублей. Требование об уплате штрафа истец получил ДД.ММ.ГГГГ, однако штраф не оплатил, в связи с чем Межрайонная ИФНС России по <адрес> просит взыскать с Бя ЕН штраф в размере <данные изъяты> рублей.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № по <адрес> указывает, что срок на обращение в суд с заявленными требованиями истцом пропущен не был, поскольку согласно положений Налогового Кодекса РФ истец наделен правом на обращение в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.

В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение мирового судьи.

Ответчик Бя ЕН в судебное заседание не явился, о дате извещен надлежаще.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения присутствовавших лиц, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, на основании ст. 327 ГПК РФ, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке, по основаниям, предусмотренным статьями 362-364 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 364 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела.

Пунктом 2 статьи 364 ГПК РФ установлено, что решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалоб, представления в случае, если дело рассмотрено судом в незаконном составе.

Согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что решением Межрайонной ИФНС № России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Бя ЕН был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушениями, предусмотренного статьей 128 Налогового кодекса РФ и подвергнут штрафу в размере <данные изъяты> рублей.

Указанное решение получено Бя ЕН ДД.ММ.ГГГГ, не обжаловано последним и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик лично получил требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа согласно которому Бя ЕН необходимо уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На момент рассмотрения гражданского дела штраф в размере <данные изъяты> рублей ответчиком погашен не был.

Статьей 115 НК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент предъявления в суд) определено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 ст. 48 НК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, учитывая, что истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах определенного, действовавшим на момент обращения в суд законодательством, срока, суд приходит к выводу, что мировым судьей неправомерно вынесено решение об отказе истца в удовлетворении исковых требований к Бя ЕН в связи с пропуском последним срока на обращение в суд.

При таких обстоятельствах, решение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Бя ЕН о взыскании штрафа подлежит отмене.

Согласно положений ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

В силу положений ст. 128 НК РФ неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Согласно положений ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

Статьей 101.4 НК РФ установлено, При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

2. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.

3. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

6. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

7. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.

В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

8. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

9. В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.

10. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 настоящего Кодекса, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса.

11. Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.

12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

13. По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений ст. 104 НК РФ После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

2. Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

В силу изложенного, суд, установив, что у ответчика Бя ЕН возникла обязанность по уплате штрафа в размере <данные изъяты> рублей, правомочность наложения которого он не оспаривал, и указанный штраф ответчик не оплатил, приходит к выводу об удовлетворении заявленного истцом требования в полном объеме.

В силу требований ст.101 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден в силу требований Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329, 364 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

Решение мирового судьи судебного участка № городского округа «город Южно-Сахалинск» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Бя ЕН о взыскании штрафа <данные изъяты> отменить, и вынести новое решение, которым требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Бя ЕН удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Бя ЕНв пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> штраф в размере <данные изъяты> рублей, перечислив их на счет по следующим реквизитам:

УФК по <адрес> (Межрайонная ИФНС № по <адрес>), ИНН 6501115412, ГРКЦ ГУ ЦБ по <адрес>, расчетный счет 40101810900000010000, БИК 046401001,

код ОКАТО 64401000000 – для плательщиков <адрес>;

код ОКАТО 64208000000 – для плательщиков <адрес>;

КБК – 18211603010010000140.

Взыскать с Бя Ен Нам в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Председательствующий судья -О.А. Забырько